Семейное воспитание как фактор становления нравственной основы личности

0
1024

Ботвиньева Людмила Викторовна
Ползикова Ольга Вячеславовна
воспитатели
МБДОУ ДС №63 «Машенька»

 

 

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.    (притча)

Рекламное сообщение     

 

В числе основных факторов, пагубно влияющих на нормальное психологическое и личностное развитие воспитанников, следует отметить культуры семьи и потерю навыков родительского поведения. Нарушены биологически социально обусловленные внутрисемейные связи, играющие огромную роль в нормальном процессе социализации ребенка и обеспечивающие адекватность его включения в окружающий социум.

Груз сложностей, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжел. Безнравственность порождает все новые социальные проблемы и губит подрастающее поколение, люди остаются духовно безразличными и бесчувственными ко всему. Вопрос о целях семейного воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Дошкольный возраст – период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. Дошкольники очень хорошие наблюдатели и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Поэтому, жизнь родителей, всегда будет находиться под пристальным взглядом детей.

Хорошая семья – это коллектив, где все члены соединены отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни.

Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствовало сочетание индивидуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей. Для этого мы выстроили определённую систему работы, имеющую несколько равнозначных направлений: дети, педагоги, родители. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы разработали разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Первый этап адаптационный – большое значение мы придаём этапу знакомства родителей с работой нашего дошкольного учреждения. Мы отказались от многих формальных, неэффективных форм работы. Практикуем замену обезличенных объявлений о предстоящих мероприятиях на индивидуальные приглашения, сделанные вместе с детьми с программой содержания. Родителей приглашаем на день или неделю взаимодействия детского сада и семьи. Ознакомление проходит во время открытых просмотров режимных моментов, занятий, праздников. На этом этапе работы для нас важно установить доверительные отношения с семьями детей, убедить их в нашей искренней заинтересованности в установлении отношений взаимопонимания.

Второй этап – взаимодействия. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия с детским садом. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, «информационной корзины» под названием «Вы спрашиваете?», «Книга отзывов и предложений». Каждый родитель в удобное время для себя может внести предложения, пожелания, которые позволяют корректировать работу в течение года.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: учителя – логопеда и педагога – психолога (создан консультативный блок «Минуточку внимания», медицинских работников (информационный блок «Будь здоров, малыш!»), инструктора по физической культуре («О спорт, ты мир»), музыкальных руководителей («Наши звёздочки»), педагога по изодеятельности («Вернисаж»).

Третий этап (заключительный) – «Детский сад – ребёнок – семья».

Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они «введены» внутрь этого процесса. Они участвуют в управлении детского сада через работу Родительского Комитета. Родители принимают активное участие в создании предметно – развивающей среды. Так, совместно с родителями мы оборудовали этническую комнату «Народного творчества», сенсорную комнату. В саду создана галерея совместных работ, на которой постоянно обновляются выставки работ детей и их родителей: «Рождественский вернисаж», «Прекрасное лето», «В гости к сказкам».

семейное воспитание

Музыкальные руководители совместно с родителями проводят народные и православные праздники, открытые мероприятия: «День защитников Отечества», «Мама – солнышко моё», «Светлая Пасха», «Рождество Христово» Родители вместе с детьми принимают участие в спортивных спартакиадах «Папа, мама, я – спортивная семья». Проведенные совместные спортивные праздники вызывают у родителей тёплые чувства к ребёнку, желание помочь, поддержать, защитить.

Взаимодействие детского сада и семьи поможет восстановить утраченный пласт нашей отечественной истории и культуры, и доказать необходимость нового подхода к пониманию природы человека, основанного на изучении единства его биологических и социальных составляющих.

Семейное воспитание – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Духовно возрождать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

В заключении можно сделать вывод, что нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, помогает человеку устоять против негативных внешних воздействий. Нравственность лучше воспитывать в дошкольном возрасте, т.к. именно в этом периоде ребёнок легко поддаётся воздействию, а самое главное с какой стороны повлиять на ребёнка и от этого зависит его дальнейшая судьба. Большую часть своего времени дошкольник проводит в семье, следовательно, большая ответственность в воспитании будущего гражданина ложится на плечи родителей. При этом родитель должен быть авторитетным для ребёнка и примером во всём. Так как в дошкольном возрасте ребёнок является хорошим наблюдателем, то родители должны быть положительным примером для ребёнка во всех отношениях.

Список литературы:

  1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., – стереотип – М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160
  2. Куломзина С.Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51.
  3. Свердлов О.Г. Диалоги о воспитании – М.: Педагогика, 1979 г., с 371
  4. Теплюк С. «С чего начинается личность» \ Дошкольное воспитание, 2004, № 8, с 93-94.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь