Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности

0
54

Гончарова Марина Касимовна
Голдобина Наталья Яковлевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 45 «Росинка»

 

 

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской деятельности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей исследовательско–творческое отношение к миру. Создание педагогических условий по ФГОС ДО способствуют полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской деятельности каждого ребенка, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а также выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце? В доступной форме объяснить ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего – наша задача. Правильно ответить на детские вопросы и при этом пробудить активность ребёнка, вселить в него уверенность, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения — всё это возможно при условии развития поисково-исследовательской деятельности у детей.

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГОС, под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе позволяет в полном объеме каждому ребенку проявить себя как пытливого исследователя окружающего мира.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мы создали мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

минилаборатория в группе

В книжном уголке подобраны детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература. Разработана картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Оформлены дидактические игры с элементами моделирования, развивающие внимание и наблюдательность. Создана картотека элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывали следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения.

Организация работы поисково-исследовательской деятельности с детьми проводится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.

По теме «Живая природа» (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде) наблюдали с детьми за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воздуха, воды, почвы, света, цвета, теплоты («Неживая природа»). Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Доказывали, что вода прозрачная, не имеет формы, запаха и вкуса. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, определяли свойства магнита. С интересом и увлеченно дети проводили опыты с песком «Как можно сделать песчаный конус?», «Получается ли тоннели из сухого песка?» и др.

По теме «Человек» (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений) закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – узнавали различные звуки; нос – определяли запах; пальцы – определяли форму, структуру поверхности; язык – узнавали продукты на вкус).

Все темы усложнялись по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Планируя и реализуя работу с детьми, мы использовали формы работы: игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми, НОД познавательного цикла, развлечения.

Для формирования навыков экспериментирования у детей организуем игры-экспериментирования с разными материалами:

  • игры с песком и снегом («Снежные колобки», «Ледяные фигурки», «Дорожки и узоры из песка», «Цветной снег»);
  • игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!», «Бульбочки»);
  • игры с бумагой («Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»);
  • игры с тенью.

Познакомились с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. Вместе с детьми классифицировали камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый); плавучесть (тонет в воде).

Экспериментируем с детьми во всех режимных моментах. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы, узнают, что бумага (рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает); дерево (прочное, шероховатое, в воде не тонет); пластмасса (легкая, разноцветная, легко ломается); стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое; ткань (мнется и разглаживается, намокает и высыхает). Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе с нами они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

Наблюдаемые явления и проводимые опыты вместе с детьми фиксируем в дневнике наблюдений — для того, чтобы они лучше остались в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент.

Дети активно участвуют в конкурсе «Я – исследователь» разного уровня («Почему корабли не тонут?» – 3 место в региональном этапе; «Тайна черной коробочки» — 3 место в муниципальном этапе; «Маленькая капелька большого мира» — участие в муниципальном этапе).

В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям. Используя дидактические игры («Отвечай быстро», «Когда это бывает», «Кузовок», «Кто больше назовет предметов», «Что, где растет?») знакомим детей с явлениями природы. Словесные игры («Что лишнее?», «Хорошо — плохо», «Закончи предложение» и др.) развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации: почему сухой песок сыплется, а мокрый нет? где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке? каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, встречи, консультации, на которых объясняем родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Оформляем информацию для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию?», «Как помочь маленькому исследователю?», «Занимательные опыты на кухне». В уголке для родителей постоянно действует рубрика «Поэкспериментируем!», в которой предлагаем различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов в домашних условиях.

Наши воспитанники научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты и эксперименты, они уверены в своих силах, стремятся самостоятельно преодолевать трудности. Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в поисково-исследовательской деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014-352с.
  2. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. — М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2017.
  3. Королева Л.А. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015–64с.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно — исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь