Степанова Ирина Владимировна
старший воспитатель
Александрова Ирина Витальевна
заведующий
МБДОУ «Детский сад № 54»
г. Чебоксары
«Весенние подснежники»
конспект НОД с детьми старшей группы
Программное содержание:
- Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Развивать желание использовать в работе разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
- Учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах (подснежниках), продолжать закреплять и обобщать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов, объектов живой природы.
- Совершенствовать аппликативную технику – составлять аппликативный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения, соотносить их по величине.
- Развивать чувства формы и цвета, память, зрительное внимание, логическое мышление.
- Воспитывать чувство коллективизма, желание помочь людям в трудную минуту, чувство сострадания.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Двенадцать месяцев»; Беседа о первых весенних цветах. Рассматривание картин «Времена года». Д/и «Когда это бывает?»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, труд.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: – Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Ребята, назовите первый весенний месяц? Сколько месяцев в году? Перечислите пожалуйста, какие весенние месяцы вы знаете?
Воспитатель: – Правильно, март, он открывает весну. Столько солнца и белого снега на улице, что глаза слепит! В народе март назвали капельником. Как вы думаете, почему? Какие первые признаки весны?
Дети: – Везде капает.
Воспитатель: Весенняя капель звонко отсчитывает первые минуты, часы, дни долгожданного времени года – весны! И появляются первые проталинки. Что такое проталинка, как вы думаете?
(Там, где снег уже растаял, появляются узкие полоски черной земли. Это и есть проталины.)
Воспитатель: – Ребята, предлагаю вам оказаться в весеннем сказочном лесу? Тогда скажем все вместе: «Здравствуй, лес, весенний лес, полон сказок и чудес».
(с помощью проектора демонстрируется картина «Весенний лес», читают дети)
Здравствуй, лес, весенний лес,
Полон сказок и чудес.
Что ты шепчешь на заре
Весь в снегу, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы – свои.
Воспитатель: Понаблюдайте за красотой весеннего леса, какие изменения происходят и в весеннем лесу? (Ответы детей). Садитесь удобно на коврик, закройте глазки и послушайте весну (включатся весенние звуки леса). Чьи голоса вы слышали? (ответы детей). Теплое солнце топит снег и лед, появляются первые ручейки.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет? (На слайде: картинка плачущей девочки, из сказки «12 месяцев») Кто же это, как вы думаете? Пойдемте, посмотрим. Как она оказалась в лесу?
Воспитатель: – Посмотрите на экран, кто это? Что с тобой случилось, как ты здесь оказалась? Ребята, девочка говорит, что ее послала в лес злая мачеха и велела без подснежников домой не возвращаться. А подснежников пока нет в лесу, не пришло ещё время. Мы можем помочь девочке? (Ответы детей)
Воспитатель: – Предлагаю сделать подснежники своими руками, вырежем из цветного картона и бумаги красивые первые подснежники. Вы согласны со мной? Ребята, садитесь, пожалуйста, за стол. Вы помните, как выглядит подснежник? Давайте вспомним. (Слайд)
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какого цвета он? Из каких частей состоит цветок? Какой у подснежника стебелек? Какой формы листья и лепестки? (Тонкий стебелек, белые овальные лепестки, удлиненные листья).
(Воспитатель показывает вариативные образцы, уточняющие представление детей об особенностях внешнего вида подснежника).
Воспитатель: – Посмотрите, на ваших столах есть все необходимое для изготовления подснежников: цветная бумага, бумага, шаблоны для лепестков и листочков, клей и ножницы. При работе с ножницами будьте аккуратны. Сначала посмотрите, как это делаю я.
(Показ образца вырезание цветка по шаблону, затем дети самостоятельно вырезают части цветка, собирают подснежник).
Воспитатель: – Ребята, соберем все наши подснежники на один стол и пойдем отдохнем. Встаньте в круг.
Физкультминутка:
Представьте, что вы – большой, снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (изображаем сугроб: дети приседают на корточки, «в кучу». (Звучит музыка)
Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорей, пора!»
Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие веселые ручейки. Побежали землю будить (дети изображают ручейки: разбегаются по залу).
А потом ручейки успокоились и притихли (дети садятся на корточки).
Воспитатель: Ребята, подойдите, к нашим цветам, полюбуемся ими. Как вы думаете, вам понравятся наши подснежники? Какой подснежник больше всего нравится? Почему? (Ответы детей). Мне нравятся все подснежники. Вы славно потрудились и у вас получились настоящая весенних подснежники. Молодцы! Возьмите свои цветы, отнесите их на поляну. (Дети сами ставят подснежники в прорез на картине, получается поляна с подснежниками).
Посмотрите, как оживилась наша поляна.
В саду, где березки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна; Скажите, ведь, правда, что весна?»
Воспитатель: Давайте оставим на поляне наши подснежники, мы их дарим девочке, и наша гостья сможет собрать подснежники и отнести их домой.
Воспитатель: – Пришла пора попрощаться с девочкой и со сказочным лесом. Сядьте пожалуйста кружочком на коврике, закройте глаза, хлопните 3 раза и скажите вместе со мной волшебные слова «До свиданья, наш весенний лес, полный сказок и чудес!»
Воспитатель: – Вот и очутились мы снова в нашем детском саду. Итак, где мы сегодня побывали? Что интересного видели? Что вам больше всего понравилось?