Гуляева Оксана Николаевна
воспитатель высшей категории
Отличник Образования РС(Я)
МБДОУ «Детский сад «Кэскил»
с. Туора-Кюель, МР Таттинский улус
Республики Саха (Якутия)
РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «ПОСТКРОССИНГ»
Актуальность. Россия – страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов – важное достижение всех россиян. В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любовь к Родине, преданность ей. В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам. Знакомство с культурами разных народов помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.
Цель проекта. Формирование у детей осознания многонациональности нашей страны, знакомство с культурой и обычаями своих друзей и стране, в которой мы живем, посредством почтовой переписки и проекта Посткроссинг.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширять представления детей о проекте Посткроссинг.
- Способствовать развитию познавательных интересов детей, ознакомлению с социальным миром, формированию целостной картины мира
- Развивать интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего народа Республики Саха Якутия и других народов России.
- Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России. (улус, наслег, Республика)
- Расширить знания детей о профессии почтальона и работе Почта России
- Познакомить детей с символами Республики – гербом, флагом, гимном;
- Познакомить с понятиями «география», «карта», с графическими обозначениями на карте: моря, реки, озера, города, республики;
Развивающие:
- Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через стихи, песни, танцы, игры народов мира.
- Развивать нравственные основы личности, нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
- Обогащение словаря, развитие связной речи, развитие памяти и мышления, творческих навыков.
- Знакомить детей с возможностями рукописного письма, общения детей с помощью писем между другими ДОУ.
Воспитательные:
- Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ и свою национальность, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, Республике
- Формировать представления о развитии национальной культуры; воспитание чувства гордости, патриотизма за свою Республику Саха Якутия.
- Воспитывать чувство уважения к традициям и культуре других народов.
- Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап -подготовительный
- информирование, родителей и детей о предстоящем проекте
- поиск и создание базы участников проекта среди детских садов других городов России:
- составление приглашения, рассылка приглашения на электронные адреса детских садов России
- подбор почтовых открыток и покупку почтовых марок, конвертов. сувениров.
- выяснить уровень знаний детей и родителей по патриотическому воспитанию;
- постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания.
2 этап – реализационный
- организация совместной с детьми творческой и практической деятельности;
- чтение открыток, писем
- просмотр презентаций и слайдов
- беседа о городе, из которого пришла открытка (на какой реке стоит, что понравилось и т.д.)
- поиск города на карте России, глобусе.
- изготовление сувениров и поделок для отправки друзьям
- сбор материала, отправление писем и бандеролей, экскурсии на почту.
- выставки детских работ, подведение итогов проекта.
3 этап – итоговый
- продукты проектной деятельности:
- проведение интегрированных НОД, выставка детских работ «Наша Родина-Россия»; «Моя Республика Саха Якутия»
- организация Центра по патриотическому воспитанию;
- создание мини-музея, составление коллекции открыток, магнитиков, полученных из разных регионов России.
- распространение опыта работы, публикация о проделанной работе.
Ожидаемые результаты:
- толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции своего народа, Республики, и людей разных национальностей.
- заинтересованность родительской общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию у дошкольников;
- обобщение и распространение опыта работы на улусном, Республиканском, Всероссийском, Международных уровнях.
- сохранение в мини-музее экспонатов, писем, открыток, книг, альбомов;
21 век – век информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Педагог 21 века – это не просто учитель или воспитатель, он – наставник и советчик, для которого наличие персонального сайта в Интернете – это уникальная возможность вести диалог со своими подопечными и их родителями на языке, понятном всему современному обществу. Как и каждый педагог нашего времени я использую ИКТ технологии в своей работе и деятельности. Работаю на образовательных порталах, имею свой Персональный сайт воспитателя, электронное портфолио. На международном образовательном портале МААМ.ру работаю с 2013 года. Тут каждый педагог имеет возможность поделиться своим педагогическим опытом и перенять опыт других коллег. Благодаря порталу у меня теперь есть друзья из всех регионов России. Но несмотря на огромные возможности интернета, благодаря которому так далеко территориально находящиеся друг от друга люди могут почувствовать себя такими близкими, у мировой сети, как и у всего есть и отрицательные стороны. Популярность компьютеров, электронной почты, наборов стикеров с уже готовыми фразами и других средств быстрого общения уводит нас от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Мы с вами, коллеги, уже сами столкнулись с «экзотичностью» бумажного письма в конверте для наших детей. Опросы и беседы выявили, что многие дети просто никогда не видели рукописного письма в конверте, не знали, что такое марка… Ситуацию надо было срочно исправлять. И вот осенью 2017 г. на нашем портале МААМ.ру стартовал грандиозный проект Посткроссинг.
ПОСТКРОССИНГ – проект по обмену почтовыми открытками между разными городами с целью знакомства. Посткроссинг – средство развития познавательного интереса у детей. Благодаря проекту, детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии, изучать страну: познакомить с понятиями «географии», «карта»; с обозначениями на карте городов, областей, рек, озер, морей, гор; с названиями крупных городов и рек России; с особенностями ландшафта, климата и условий жизни на севере, юге страны; с культурными традициями народов России и т.д.
География нашей переписки обширна — тридцать адресов, тридцать населенных пунктов нашей огромной страны, тридцать коллег – педагогов поддержали переписку с нами, рассказывая о своих городах и селах, традициях и обычаях разных народностей. Это – Республики Калмыкия, Бурятия, Карелия, Удмуртия, Тыва, города: Москва, Челябинск, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Кинешма, Новосибирск. Саратовская, Челябинская, Калужская, Новосибирская, Ивановская, Свердловская, Нижегородская, Оренбургская, Ростовская области. Пермский, Алтайский, Краснодарский края, ХМАО-ЮГРА. И детский сад «Орончикан» из Жиганского улуса.
Проект организован для того, чтобы напомнить всем нам о уникальности рукописного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека; чтобы привить детям любовь и уважение к России – самой большой многонациональной стране, с богатой культурой, людьми разных национальностей ,чтобы у детей появилось понимание, насколько велика наша родная страна.
Чего только мы не получили в подарок: флаги, карты, магнитики, сувениры, национальные куклы, книги, открытки и многое другое. Детям было очень интересно и удивительно слушать и запоминать названия разных городов и республик, находить на карте или глобусе, то место, откуда пришло письмо. Например, друзья из г. Сочи прислали нам различный материал для уголка природы: шишки и плоды разных деревьев и кустарников: шишки туи, желуди, каштаны, орешки кипариса, родендрона, лаврового куста, орехи фундука, грецкий орех, гербарий с листьями, которые дети сами собрали и высушили. Весь материал нам очень пригодился, ведь такие растения у нас не растут и увидеть их дети раньше могли разве только на картинке.
Друзья из Москвы – материалы государственной символики, гидрогель для опытов, деревянные расписные хохломские ложки для уголка патриотического воспитания; из Калмыкии – национальный шарф хадак; из Карелии – сувениры из карельской березы и бересты, удмуртские друзья – национальные игры, сказки и раскраски. Из Новосибирской области, с. Мошково, Марина Равильевна прислала в подарок кукольный театр, глобус, матрешку и очень красивый вязаный пальчиковый театр. Каждый прислал что-то свое, обычное для них и необычное, непривычное для наших ребят. Друзьям мы отправляли детские работы, рисунки, аппликации и много разных подарков, подчеркивая свой национальный колорит: посуду, магнитики, обереги, куклы, открытки, детские журналы «Чуораанчык».
Из писем мы с огромной радостью узнали, что все наши подарки и рассказы вызвали огромный интерес, как у детей, так и у взрослых. Многие коллеги провели со своими детьми познавательные беседы и занятия, знакомя детей с Якутией, ее природой, обычаями и традициями. Я отправила коллегам презентации и слайды про Республику Саха Якутия, Ленские столбы, про наши традиции и обычаи. В свою очередь мы смотрели слайды про Московский Кремль, метрополитен, шоколадную фабрику, Новосибирский зоопарк, Республику Бурятию, озеро Байкал, Республику Карелию, Удмуртию, Калмыкию.
В ходе проекта мы проводили экскурсии на почту, познакомились с работой и профессией почтальона. Подчеркнули значимость почты и ее работы для населения.
Итого, проект решает задачи разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития. В группе были проведены интегрированные занятия НОД, где дети получили и расширили знания о своей принадлежности, о детях других городов и республик, развивали представления о том, что Российская Федерация –огромная, многонациональная страна, у детей сформировано уважение к людям разных национальностей и их обычаям и культуре. В группе создан мини-музей, где хранятся подарки наших друзей.
Таким образом, проводя с детьми занятия по патриотическому воспитанию, реализуя проект Посткроссинг, мы, педагоги, понимаем, насколько важно и актуально это сегодня. Необходимо с детства заложить в молодом поколении и в наших детях фундамент гражданственности, патриотизма, необходимо учить их относиться друг к другу и к своей стране, селу, краю, Республике, улусу с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого.
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Список литературы:
1.Богомягкова Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 19-23.
2.Курилова А.Н, Курамшина Ю.В Посткроссинги букккросинг как особая форма коммуникации//Научно методический электронный журнал «Концепт»-2016.-Т.11-С.3070.-URL concept.ru2016
3.Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.