ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
24

Робцева Людмила Николаевна
Салатова Елена Викторовна
воспитатели
Дудкина Ольга Валентиновна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС№71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа

 

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье рассмотрено формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, художественно-эстетическое развитие, значение полноценной личности, построение системы обучения дошкольников.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое развитие, патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста понятие широкое, в его основе лежит формирование нравственных качеств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Рекламное сообщение

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Дошкольный возраст–это период первоначального становления личности.

В ДОУ основы культуры поведения у детей дошкольного возраста закладываются в процессе нравственного воспитания, представляют собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта происходит социально-коммуникативное развитие которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленностии, саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В ДОУ основы культуры поведения у детей дошкольного возраста закладываются в процессе нравственного воспитания, представляют собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного ‏ㅤ поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок по­степенно овладевает принятыми в обществе людей нор­мами и правилами поведения и взаимоотношений, присва­ивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, спосо­бы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств. Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающему.

Воспитание нравственного поведения– это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует ‏ㅤотношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание.

Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детейㅤ первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироватьсяㅤ чувства дружбы, товарищества, коллективизма.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» ‏ㅤпредполагает развитие предпосылок к ценностно-смысловому ‏ㅤвосприятию и пониманию произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира и природы); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видахㅤ искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой‏ㅤ деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическому развитию – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, чувства толерантности.

Работа с детьми средствами художественно-эстетического развития по нравственно-патриотическому воспитанию строится следующим образом:

  • расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
  • развитие художественно-эстетического восприятия;
  • формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами нравственно-патриотического воспитания через художественно-эстетическое развитие является:

  • развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;
  • учить понимать художественный образ произведения;
  • формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
  • развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
  • воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Основные цели нравственного-патриотического воспитания дошкольников: становление нравственного поведения, т.е. сознательный выбор нравственного поступка в простых и понятных детям ситуациях; овладение ‏ㅤнравственными знаниями, возникновение доброжелательных ‏взаимоотношений со сверстниками.

Таким образом, можно сказать, что художественно-эстетическое развитие ‏ㅤ играет большую роль в нравственно-патриотическом воспитании ‏дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и ‏ㅤрасширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, народных промыслах; проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы; позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области патриотического воспитания. Мы, педагоги, в свою очередь, продолжаем активную работу по воспитанию ‏нравственно-патриотических чувству детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – ‏ㅤМ.: Просвещение, 2003. – 312с.
  2. Бархатова Л.С. Воспитание культуры поведения. //Дошкольное воспитание, №11. –2001. – с.12-133.
  3. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. –М., 2005.-272с.
  4. Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. Гамезо М.В. и др. ‏ㅤ – М.: Просвещение, 2002. -427с.
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. /Под. ред. ‏ㅤА.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2005. -340с.
  6. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. ‏ㅤ//Дошкольное воспитание, № 9.– 2001. – с.12-13‏
  7. Купина Н.А, Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. ‏– М.,2003. —176 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь