Маматова Ирина Сергеевна
Литвинова Лидия Павловна
воспитатели
МБДОУ д/с №71 г. Белгорода
Профилактика плоскостопия у детей
мастер-класс для воспитателей
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема мастер-класса, который мы сегодня Вам представим – «Профилактика плоскостопия».
Цель: показать на примере, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия, как необходимо осуществлять профилактическую и коррекционную работу.
Плоскостопие – это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола). Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.
Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. Отчего же стопа может стать плоской?
Основными причинами развития плоскостопия являются:
- Недоразвитие мышц стопы;
- Большие физические нагрузки;
- Так же излишний вес;
- Длительное пребывание в постели (возможно в результате болезни);
- Так же ношение неправильно подобранной обуви;
- Косолапость;
- Х- образная форма ножек;
- Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;
- А также может передаваться наследственно;
Признаки плоскостопия:
- Это быстрая утомляемость ног;
- К вечеру возможно появление отека стоп, которого не будет утром;
- Так же ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах;
- Быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы;
- Ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;
- Когда стопа имеет неправильную форму или становится шире;
- Врастание ногтей пальцев ног в кожу;
- Искривление пальцев ног;
- Появление мозолей;
Последствия плоскостопия состоят в:
- Некрасивой, раскачивающейся походки;
- В искривлении позвоночника;
- Частые головные боли;
- Развитие артроза (деформация коленей и голеней);
- Так же быстрая утомляемость;
- Раздражительность, нарушение работы нервной системы;
Для профилактики плоскостопия необходимо:
- Укреплять мышцы;
- Носить рациональную обувь;
- Ограничивать нагрузку на нижнею конечность;
- Воспитывать правильность походки;
- Делать массаж;
Стопа – это природный амортизатор, предохраняющий организм от тряски при ходьбе и позволяющий удерживать равновесие при движении. При рассмотрении формы стопы выделяют два свода – продольный и поперечный.
- Продольный свод – это изогнутость стопы по внутренней стороне от пятки до сустава большого пальца. Обычно он хорошо виден.
- Поперечный свод менее заметен. Он представляет собой арку у основания пальцев ног (там, где кончаются плюсневые кости).
При ослаблении мышечно-связочного аппарата нормальная форма стопы нарушается. Выраженность сводов утрачивается, стопа оседает, распластывается. Подобная патология и определяется как плоскостопие.
Для профилактики плоскостопия в нашем детском саду используется нестандартное оборудование. Это массажные дорожки и коврики из пробок и фломастеров, массажные дорожки с использованием пуговиц, а также дорожки «След- ладошка» и комбинированные дорожки, а также различные упражнения.
Сегодня мы предлагаем вам отметить на практике упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия. Для этого нам нужна ваша помощь, уважаемые коллеги.
Мы попросим Вас выйти сюда, построиться в одну шеренгу. Молодцы, спасибо.
Сегодня мы предлагаем Вам отправиться вместе с нами в путешествие. Вы теперь не взрослые, а дети подготовительной к школе группы.
Итак, дорогие ребята, сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное путешествие в Страну Здоровья. В пути нам помогут волшебные дорожки и другие пособия, которые помогут нам быть крепкими, здоровыми, веселым, которые изготовили для нас наши педагоги и родители. Сейчас мы повернемся направо, друг за другом. Начнем с ходьбы. Итак, в путь! На месте шагом марш!
И.п.: стоя.
- Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
- Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
- «Мишка косолапый»
Ходьба на внешней стороне стопы.
- «Шагаем по канату»
Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.
Молодцы, ребята!
А сейчас все присядем на стульчики и снимем носочки.
И.п.: сидя на стуле; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
- «Здравствуйте – до свидания»
Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)
- «Поклонились»
Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)
- «Пальчики поссорились, помирились»
Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)
- «Пяточки поссорились, помирились»
Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)
Упражнение 2: «Погладь бельё»
И. п. сидя упор сзади на руки носочками пальцев взять платочек расстелить и мячом – ёж выполнять катание мяча вперёд – назад по платочку.
Упражнение 3: «Собери игрушки»
И. п. сидя упор сзади на руки, впереди обруч и за обручем мелкие игрушки. Носочками пальцев собрать игрушки в обруч.
Упражнение 4: «Нарисуй платье»
И. п. сидя упор сзади на руки, впереди лист бумаги и фломастер. Взять фломастер между пальцами ног и нарисовать платье для золушки.
Упражнение 5: «Собери бусы»
И. п. стоя, впереди ниточка и бусинки, носочками пальцев ног собрать бусинки и выложить их на ниточку.
Упражнение 6: «Перенеси мяч ногами»
Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево».
Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)
Молодцы, ребята!
Вы не устали? Тогда будем играть!
Для этого нам нужно разделиться на две команды (разделились).
Игра называется: «Перекинь платочки».
Берем платочки пальцами ног и пока играет музыка, все должны перекидывать платочки на территорию соперника. Когда музыка перестанет играть, команды должны остановиться и посчитать на полу платочки на своей территории. Выигрывает та команда, у которой меньше платочков.
Приготовились, начали…
Хорошо, молодцы! Вы все разрумянились, повеселели.
А теперь, мы улыбнемся друг другу. Ведь у нас очень хорошее настроение! Хорошо в стране Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, вставайте в круг и друг за другом спокойно идите на свои места.
Уважаемые коллеги, большое всем спасибо!
И в заключении, мы хотим отметить, что благодаря использованию нестандартного оборудования на занятиях, специальных упражнений, благодаря взаимодействию педагогов детского сада и родителей по оздоровлению детей, процент заболеваемости детей в нашем детском саду понижается.
Спасибо всем за внимание!