Профилактика плоскостопия у детей

0
546

Маматова Ирина Сергеевна
Литвинова Лидия Павловна
воспитатели
МБДОУ д/с №71 г. Белгорода

 

Профилактика плоскостопия у детей
мастер-класс для воспитателей

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема мастер-класса, который мы сегодня Вам представим – «Профилактика плоскостопия».

Цель: показать на примере, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия, как необходимо осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Плоскостопие – это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола). Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.

Рекламное сообщение     

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. Отчего же стопа может стать плоской?

Основными причинами развития плоскостопия являются:

  • Недоразвитие мышц стопы;
  • Большие физические нагрузки;
  • Так же излишний вес;
  • Длительное пребывание в постели (возможно в результате болезни);
  • Так же ношение неправильно подобранной обуви;
  • Косолапость;
  • Х- образная форма ножек;
  • Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;
  • А также может передаваться наследственно;

Признаки плоскостопия:

  • Это быстрая утомляемость ног;
  • К вечеру возможно появление отека стоп, которого не будет утром;
  • Так же ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах;
  • Быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы;
  • Ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;
  • Когда стопа имеет неправильную форму или становится шире;
  • Врастание ногтей пальцев ног в кожу;
  • Искривление пальцев ног;
  • Появление мозолей;

Последствия плоскостопия состоят в:

  • Некрасивой, раскачивающейся походки;
  • В искривлении позвоночника;
  • Частые головные боли;
  • Развитие артроза (деформация коленей и голеней);
  • Так же быстрая утомляемость;
  • Раздражительность, нарушение работы нервной системы;

Для профилактики плоскостопия необходимо:

  • Укреплять мышцы;
  • Носить рациональную обувь;
  • Ограничивать нагрузку на нижнею конечность;
  • Воспитывать правильность походки;
  • Делать массаж;

Стопа – это природный амортизатор, предохраняющий организм от тряски при ходьбе и позволяющий удерживать равновесие при движении. При рассмотрении формы стопы выделяют два свода – продольный и поперечный.

  • Продольный свод – это изогнутость стопы по внутренней стороне от пятки до сустава большого пальца. Обычно он хорошо виден.
  • Поперечный свод менее заметен. Он представляет собой арку у основания пальцев ног (там, где кончаются плюсневые кости).

При ослаблении мышечно-связочного аппарата нормальная форма стопы нарушается. Выраженность сводов утрачивается, стопа оседает, распластывается. Подобная патология и определяется как плоскостопие.

Для профилактики плоскостопия в нашем детском саду используется нестандартное оборудование. Это массажные дорожки и коврики из пробок и фломастеров, массажные дорожки с использованием пуговиц, а также дорожки «След- ладошка» и комбинированные дорожки, а также различные упражнения.

Сегодня мы предлагаем вам отметить на практике упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия. Для этого нам нужна ваша помощь, уважаемые коллеги.

Мы попросим Вас выйти сюда, построиться в одну шеренгу. Молодцы, спасибо.

Сегодня мы предлагаем Вам отправиться вместе с нами в путешествие. Вы теперь не взрослые, а дети подготовительной к школе группы.

Итак, дорогие ребята, сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное путешествие в Страну Здоровья. В пути нам помогут волшебные дорожки и другие пособия, которые помогут нам быть крепкими, здоровыми, веселым, которые изготовили для нас наши педагоги и родители. Сейчас мы повернемся направо, друг за другом. Начнем с ходьбы. Итак, в путь! На месте шагом марш!

И.п.: стоя.

  • Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
  • Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
  • «Мишка косолапый»

Ходьба на внешней стороне стопы.

  • «Шагаем по канату»

Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

Молодцы, ребята!

А сейчас все присядем на стульчики и снимем носочки.

И.п.: сидя на стуле; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

  1. «Здравствуйте – до свидания»

Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)

  1. «Поклонились»

Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)

  1. «Пальчики поссорились, помирились»

Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)

  1. «Пяточки поссорились, помирились»

Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)

Упражнение 2: «Погладь бельё»

И. п. сидя упор сзади на руки носочками пальцев взять платочек расстелить и мячом – ёж выполнять катание мяча вперёд – назад по платочку.

Упражнение 3: «Собери игрушки»

И. п. сидя упор сзади на руки, впереди обруч и за обручем мелкие игрушки. Носочками пальцев собрать игрушки в обруч.

Упражнение 4: «Нарисуй платье»

И. п. сидя упор сзади на руки, впереди лист бумаги и фломастер. Взять фломастер между пальцами ног и нарисовать платье для золушки.

Упражнение 5: «Собери бусы»

И. п. стоя, впереди ниточка и бусинки, носочками пальцев ног собрать бусинки и выложить их на ниточку.

Упражнение 6: «Перенеси мяч ногами»

Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево».

Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)

Молодцы, ребята!

Вы не устали? Тогда будем играть!

Для этого нам нужно разделиться на две команды (разделились).

Игра называется: «Перекинь платочки».

Берем платочки пальцами ног и пока играет музыка, все должны перекидывать платочки на территорию соперника. Когда музыка перестанет играть, команды должны остановиться и посчитать на полу платочки на своей территории. Выигрывает та команда, у которой меньше платочков.

Приготовились, начали…

Хорошо, молодцы! Вы все разрумянились, повеселели.

А теперь, мы улыбнемся друг другу. Ведь у нас очень хорошее настроение! Хорошо в стране Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, вставайте в круг и друг за другом спокойно идите на свои места.

Уважаемые коллеги, большое всем спасибо!

И в заключении, мы хотим отметить, что благодаря использованию нестандартного оборудования на занятиях, специальных упражнений, благодаря взаимодействию педагогов детского сада и родителей по оздоровлению детей, процент заболеваемости детей в нашем детском саду понижается.

Спасибо всем за внимание!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь