Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством комплексного использования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологи

0
79

Барс Жанна Анатольевна
Кожушкова Ирина Сергеевна
Шипилова Марина Леонидовна
воспитатели
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

 

 

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.

Сложившееся положение свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения – одна из важнейших задач дошкольного учреждения, поскольку ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

Главное достоинство ТРИЗ – технология обеспечивает наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество, повышают интерес к изучаемой теме.

Нами накоплен положительный опыт обучения детей ПДД. Программный материал по изучению правил дорожного движения усваивается нашими воспитанниками с помощью образных средств (эталона, символа, условного заместителя, модели) и действий с ними: перцептивные — идентификация, соотнесение предмета с эталонами, перцептивное моделирование; действия наглядного моделирования замещение, использование самих моделей, построение моделей; действия при выполнении творческих заданий – опредмечивание, символизация, детализация.

Одним из принципов  развивающего обучения является наличие проблемной ситуации. Выбирая, на каком содержании выделенные средства могут наиболее эффективно представлены, мы ищем и задаем ситуации, эмоционально значимые и проблемно интересные для детей.

Например: «В Умейгороде после урагана весь транспорт остановился, перемешался. Как помочь Королеве и жителям её королевства разделить транспорт, собрать его по группам?». «В стране Светофории все светофоры стали неисправны, как помочь людям переходить улицы, дороги?». «Незнайка попал в город Старый Оскол, как ему добраться до нашего детского сада, о каких видах транспорта вы бы ему рассказали; какие у нас улицы, перекрёстки, площади?». «Девочка Маша с подругами вышла из парка на загородную дорогу. Какие опасности её ожидают и как ей помочь их избежать?».

Взаимодействие педагога и воспитанников во время включения в исследовательскую деятельность осуществляется на основе равноправного общения и умения взрослого проявлять искреннюю заинтересованность в решении проблемы. Принципы со-увлеченности и совместного переживания радости открытий являются основополагающими в работе.

Обучение правилам дорожного движения осуществляется посредством организации собственного познавательного опыта ребёнка. Мы активно применяем такие формы и методы, как наблюдение, экспериментирование и «проживание» различных ситуаций во время экскурсий и прогулок. Так, при ознакомлении с городским  транспортом ребёнок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования, использует знаковые средства, затем «проживание» в дорожной ситуации. При этом он обращается к символическим средствам, которые позволяют ему осмыслить ситуацию, проявить своё отношение к ней.

Для успешного обучения дошкольников дорожной грамоте в детском саду во всех группах оформлены уголки безопасности движения. В них сосредоточены макеты-тренажёры, атрибуты к ролевым играм, транспортные средства, альбомы с творческими заданиями, настольно-печатные и дидактические игры, раздаточный, демонстрационный и диагностический материал для индивидуальной работы с детьми по выработке стиля поведения в дорожных ситуациях.

Для развития системного мышления дошкольников мы используем интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие. Многие игры мы составляем сами.

Метод каталога «фокальных объектов» позволяет нам не только закрепить системное видение ребёнком окружающего мира, умение придумать что – либо новое, видоизменения или улучшая привычный вид реального объекта, но и составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину.

На целевых прогулках и экскурсиях с дошкольниками также используются нами различные приемы, активизирующие детскую фантазию – оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Например: предлагаем детям оживить улицу, перекрёсток, светофор – «Кто его мама? Кто его друзья? О чём спорят светофор и пешеход, улица и перекрёсток или перекрёсток и светофор, улица и пешеход?».

При планировании работы с родителями используем различные формы взаимодействия: мониторинговые срезы, совместные праздники и досуги, консультации, родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, деловые игры.

Для педагогического просвещения родителей разрабатываем методические рекомендации, консультации, буклеты, листовки по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения дорогах, содержащие советы по организации детского экспериментирования и  использования ТРИЗ — технологий в домашних условиях.

В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей выступают детско-родительские тренинги («Дорожная азбука», «На улицах города», «Гуляем безопасно») и акции («Взрослые, мы обращаемся к вам!», «Зебра – дорога жизни»).  Именно во время таких мероприятий приобретаются элементарные навыки безопасного поведения на дороге и повышается культура участников дорожного движения.

Самыми интересными формами работы становятся совместные досуги и развлечения. При подготовке и проведении таких мероприятий учитываем особенности сезона, возрастную категорию участников, привлекаем и самих родителей, поскольку их позиция играет основополагающую роль в восприятии окружающего мира и моделировании ребенком поведения и отношения взрослого к соблюдению необходимых для жизни Правил дорожного движения.

Итак, тризовская технология в системе развивающего обучения формирует у детей прочные осознанные знания ПДД творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля. При обучении правилам безопасного поведения на дорогах эти качества во многом помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации, находить правильное и безопасное решение дорожной ситуации.

Список литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1998.
  2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.

 

Участие — очное

Секция 1. «Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь