Ситникова Людмила Анатольевна
старший воспитатель
Кузнецова Елена Александровна
педагог дополнительного образования
МБДОУ ДС №63 «Машенька»
Активизация образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в условиях современных требований к системе дошкольного образования
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей на современном этапе как никогда значима. Задача современной образовательной политики заключается в необходимости подготовки высоконравственных и широко образованных людей. Задача является непростой в связи с тем, что в современном мире воспитание ребенка одно из самых сложных и ответственных дел. Стоит отметить, что в условиях развития социума ребёнок развивается, окруженный безграничным множеством источников колоссального воздействия на него как положительного, так и отрицательного характера. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от губительных соблазнов, как дать самую надежную опору в жизни? Многие педагоги и родители задаются таким непростым вопросом.
В поисках ответов педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №63 «Машенька» работают на протяжении нескольких лет. Первостепенная задача учреждения заключается в создании необходимых условий для формирования у детей духовно-нравственных ценностей, раскрытия и воспитания лучших сторон души ребёнка, нравственных ориентиров.
Организация образовательной деятельности строится в процессе совместной деятельности и культурных практик педагогов и детей, в режимных моментах. Опыт педагогической практики показывает, что целесообразно строить работу через различные формы:
- ситуативные беседы;
- игры – путешествия;
- виртуальные экскурсии;
- театральные представления;
- познавательные викторины;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-драматизации;
- разыгрывание нравственно-этических ситуаций;
- тематические беседы – рассуждения;
- праздничные развлечения, праздники;
- художественно-продуктивная деятельность;
- дидактические игры.
Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, целесообразна интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс, базирующийся на основе духовно-нравственных ценностей. Задачи игровой деятельности по духовно–нравственному воспитанию должны быть направлены на:
- развитие нравственных качеств дошкольников;
- воспитание уважения к духовным народным традициям;
- творческое развитие, формирование словарного запаса, познавательного интереса, внимания, воображения, памяти, логического мышления.
Педагогами учреждения в группах старшего дошкольного возраста организуются сюжетно-ролевые игры:
- «Праздники в семье»
- «Семейная библиотека»
- «В гостях у бабушки»
Игровая деятельность направлена на формирование семейных ценностей, любовь к ближнему, взаимопонимание между взрослыми и сверстниками.
Дидактические игры способствуют становлению у детей моральных и этических норм, положительной мотивации и воспитанию любви к малой и большой Родине:
- «История моей Родины» (игра-лото)
- «История города в памятниках» (пазлы)
- «Волшебный мир Оскольской игрушки»
- «Родной край – Родина моя»
- «Достопримечательности Старого Оскола»
- «Узнай и назови место»
- «Памятные места»
- «Калейдоскоп радости»
- «Мама, папа, я – семья»
Интеллектуальные игры развивают у детей познавательный интерес, формируют логико-математическое мышление:
- Кроссворды
- Квест-игры.
Разносторонняя работа способствует всестороннему развитию личности ребёнка-дошкольника. В том числе работа в данном направлении должна строиться и на занятиях по дополнительному образованию (английский язык).
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, педагоги должны расширять представления дошкольников о разнообразии мировых культур. Единая личность или целый народ, вступая в интернациональное культурное звено, должны владеть средствами межнационального общения. Именно поэтому в современном мире огромную роль играет знание иностранного языка.
Язык хранит культурные традиции, познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, духовно-нравственные, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных дошкольников иностранным языкам позволяет реализовать педагогический потенциал нравственно-патриотического воспитания дошкольников, как неотъемлемой части духовно-нравственного становления подрастающего поколения.
На занятиях английского языка педагогом применяются информационно-мультимедийные технологии, позволяющие расширить грань представления дошкольников об иноязычной культуре, наглядно продемонстрировать зарубежные культурные ценности, мотивировать и вовлечь ребенка в образовательный процесс. Инструментом подачи информации являются:
- мультимедиа презентации;
- аудио и видео материалы;
- интерактивные игры.
Результаты деятельности показывают, что у детей расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, формируется основа отношения к себе и к окружающим, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении