Левченко Ольга Сергеевна
учитель-логопед
Чащина Евгения Александровна
педагог-психолог
Чугай Татьяна Ивановна
Евсюткина Людмила Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС №40 «Золотая рыбка»
Дидактическое пособие «Куб-трансформер» как эффективное средство речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста.
«Игра – огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Такие образовательные области, как познавательное и речевое развитие, тесно взаимосвязаны между собой. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных познавательных и психических процессов. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает ее более целенаправленной и осознанной. И в то же время в процессе познания ребенком самого себя и окружающего мира его речь обогащается сама, становится грамотнее и правильнее.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения детей с различными отклонениями речевого и познавательного развития. С одной стороны, это связано с общим ухудшением состояния здоровья детей, с другой стороны, с обеднением речевой среды. В связи с этим становится актуальным вопрос создания условий для осуществления познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста, поиска новых приемов, методов и средств, способствующих не только усвоению и обогащению знаний детей, но и активизации их речи в различных видах деятельности.
Основным видом деятельности, способствующим познавательно-речевому развитию дошкольников, является игровая деятельность. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речи, воображения, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.
Для педагогов универсальным средством совершенствования всех сторон познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста стало использование авторского дидактического пособия «Куб–трансформер» в процессе игровой деятельности с детьми данной категории.
Ведущая педагогическая идея заключается в определении эффективных путей развития познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством применения дидактического пособия «Куб-трансформер».
Новизна заключается в создании системы применения дидактического пособия «Куб-трансформер» в условиях детского сада.
Характеристика условий, в которых возможно применение пособия. Данное дидактическое пособие может использоваться учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также данное пособие будет полезно родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания.
Основной целью является создание условий для развития познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- закреплять навык словообразования и словоизменения;
- расширять и активизировать словарь;
- развивать связную речь;
- формировать у детей представления об окружающем мире;
- развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать уверенность в себе.
Описание оборудования. «Куб-трансформер» представляет собой 8 пластиковых кубиков (4х4х4 см), обклеенных цветными картинками. На одном кубике 6 граней, на каждой из которых располагается своя индивидуальная картинка. Детали куба трансформируются, раскладываются, что позволяет использовать данное пособие в соответствии с определенной лексической темой («Овощи», «Фрукты», «Фрукты-овощи», «Домашние животные», «Деревья», «Насекомые», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Одежда-обувь», «Морские обитатели», «Птицы», «Цветы», «Деревья и цветы») или решаемой задачей.
Пособие «Куб-трансформер» обладает рядом особенностей:
- многофункциональность – решает множество образовательных задач, позволяет использовать различные вариации игр и упражнений с детьми;
- трансформируемость – легко раскладывается, что позволяет менять картинки в соответствии с различными лексическими темами и решаемыми задачами;
- компактность – относительно небольшие размеры позволяют использовать пособие в различных условиях;
- наглядность – позволяет ребенку зрительно соотнести картинку с понятиями «слово», научиться работать с ними, что особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального;
- мотивация – различные комбинации картинок, неожиданность предъявляемых стимулов позволяет установить контакт с ребенком, создать эмоционально благоприятную ситуацию, способствующую развитию речевого общения;
- широкий возрастной диапазон применения – от 3 до 7 лет.
Методы и приемы использования пособия:
- наглядные (демонстрация, рассматривание);
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, вопрос);
- практические (упражнения и игры).
Организация игрового пространства. Игры и упражнения с «Кубом-трансформером» можно проводить, сидя за столом или на полу.
Формы использования пособия. «Куб-трансформер» может использоваться:
- в совместной деятельности педагога и детей в подгрупповой и индивидуальной форме;
- в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей.
При использовании пособия следует учитывать:
- особенности детей конкретной возрастной группы;
- уровень речевого развития каждого ребенка;
- интересы и способности детей.
Предполагаемый результат. Систематическое использование дидактического пособия «Куб-трансформер» в игровой деятельности позволяет постепенно накапливать у ребенка необходимые познавательно-речевые знания, умения, навыки, проявляющиеся в общении и деятельности.
Краткое описание использования дидактического пособия
«Куб-трансформер»
На примере темы «Овощи» и темы для закрепления пройденного материала «Фрукты-овощи» мы рассмотрим, как работать с кубом. Более подробное описание игр и упражнений по лексическим темам представлено в авторской картотеке «Игры по речевому и познавательному развитию для детей дошкольного возраста».
Тема «Овощи»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме «Овощи».
Задачи:
- развивать умение у детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- упражнять детей в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- активизировать словарный запас по теме «Овощи»;
- закрепить умение детей согласовывать числительное с прилагательным и существительным;
- развивать мелкую моторику, восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
Организация игрового пространства. Педагог делает раскладку на кубе так, чтобы были видны грани с картинками по теме «Овощи» (Рис.1) и предлагает детям ряд разнообразных игр и упражнений, которые выполняются, сидя за столом или на полу.
Рис.1. «Куб-трансформер». Раскладка на тему «Овощи»
Игра: «Назови ласково»
Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Огурец — огурчик, помидор — помидорчик, капуста — капусточка, перец – перчик.
Игра: «Узнай по описанию»
Дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет.
Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор.)
Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)
Круглая, зеленая, твердая, сочная. (Капуста.)
Треугольный, красный, твердый, витаминный. (Перец.)
Игра: «Какой, какая, какое?»
Дети образовывают относительные прилагательные. Сок из помидоров – томатный и т.д. Суп из овощей – овощной. Грядка с огурцами – огуречная. Пирог из капусты – капустный. И т.д. с названиями остальных овощей.
Игра: «Сосчитай»
Дети согласовывают числительное 1, 2, 5 с прилагательным и существительным.
Один красный помидор, два красных помидора, много красных помидоров.
Одна сочная капуста, две сочные капусты, пять сочных капуст.
Один ароматный перец, два ароматных перца, пять ароматных перцев.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца, пять хрустящих огурцов.
Игра «Расскажи»
Дети составляют описательный рассказ об овощах по плану:
- Что это?
- Где растет?
- Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
- Какой вкус?
- Что из него готовят?
Пальчиковая игра «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе – (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке, (Ладони складывают крест-накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Участие – очное
Секция 2. “Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников”
[mailerlite_form form_id=2]