Приключение скрипичного ключика

0
2209

Бачурина Елена Валерьевна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
МОГО «Ухта»

 

Приключение скрипичного ключика
план–конспект открытого мероприятия
для детей 6-7 лет по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»

 

Цель:

  • Создание условий для активного участия и творческого самовыражения детей в процессе музыкально-художественной деятельности.

Задачи:

  • Содействовать проявлению инициативы для выбора вариантов заданий по музыкально-художественной деятельности.
  • Поощрять самостоятельность суждений при выражении собственных впечатлений от характера музыкального и художественного образа.
  • Побуждать воспринимать и выделять выразительные особенности и характер музыки, сопоставляя музыкальный и художественный образ.
  • Закреплять умение играть на металлофоне небольшие песенки.
  • Поддерживать познавательный интерес через разгадывание ребусов с музыкальными заданиями.
  • Обогатить слуховой опыт детей через восприятие произведений П.Чайковского, А. Вивальди, М. Мусоргского, Р. Шумана.

Используемые методы и приемы

Словесный (активизация словаря при восприятии музыкальных и художественных образов, активизация творческой фантазии при рассматривании художественного образа Деда Мороза).

Рекламное сообщение     

Наглядный (иллюстрации с изображением Музыкального королевства, скрипичного ключа, зимних пейзажей, художественный образ Деда Мороза, дидактические карточки – схемы для игры на ДМИ).

Практически-игровой (при выполнении пластических импровизаций, игре на детских музыкальных инструментах).

Ход образовательной ситуации

Вводная часть

Дети входят в зал под звучание спокойной музыки, останавливаются напротив педагога.

Педагог(собирает детей около себя для активизации внимания и более тесного общения)

Сколько девочек, сколько мальчиков, сколько добрых, улыбчивых глаз!
И, конечно же, всем нам дружно поздороваться надо сейчас!

Игра – приветствие:

Педагог – (поет) – Здравствуйте, дети!
Дети – (поют) Здравствуйте (по нотам нисходящего мажорного трезвучия)

Педагог – Вы сейчас обратили внимание, сколько гостей у нас в зале. А вы любите ходить в гости? Почему? (Дети, отвечают, что в гостях можно встретить новых знакомых, или увидеть что-то интересное).

Посмотрите, какую открытку я сегодня получила (педагог показывает открытку – приглашение с изображением короны, музыкальных нот, волшебного дворца.) Как вы думаете, откуда она пришла? (Дети, возможно, отвечают, что из какой-то музыкальной сказки или от музыкальной королевы).

Это значит, нас пригласили в музыкальное королевство, но как туда попасть, что может нам помочь туда добраться? (Дети могут подсказать, что в музыкальное королевство может проводить музыка или песенка) Если дети предложили песню, то исполняется ПЕСНЯ (по выбору музыкального руководителя).

После – начинает звучать музыка «Волшебные превращения» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, дети проходят к стульям.

Педагог – К стульчикам проходите. На экран посмотрите. (слайд – королевство закрыто)

ПедагогВот ворота в королевство, но никто нас не встречает,
Музыкальные ворота нам никто не открывает…
Что же нам делать, как же нам быть?
Как нам ворота эти открыть? (Дети могут подсказать, что нужен ключ)

Педагог – В королевство вход закрыт, от ворот где ключ лежит? (дети могут сообразить, что ключ – в коробочке с изображением ключика)

Посмотрите, ребята, есть ли ключ от музыкальных ворот? Дети смотрят, говорят, что музыкального ключа тут нет.

Педагог – Чем музыкальный ключ необычный, как называется он? Дети отвечают – Скрипичный.

Педагог – Чем же ключик тот хорош, и на что же он похож? Дети говорят, что музыкальный скрипичный ключ похож на скрипку.

Кто же ключик утащил, Королевство кто закрыл?

Раздается музыка пьесы «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского. На слайде показывается баба-яга, на фоне музыки раздается ее голос

Баба-яга-Королевство я закрыла, ключ скрипичный утащила,
Положила в сундучок и закрыла на замок.
Сундучки вам покажу, (показывается слайд с несколькими сундучками)
Где ваш ключик – не скажу.

Педагог – И как же нам с вами теперь поступить?
Что делать, вы можете мне предложить? (Может быть, дети скажут, что надо открывать сундучки один за другим, пока не найдем музыкальный ключ.)

Приключения скрипичного ключика

Педагог- А может быть музыка нам не важна?
Зачем вообще она людям нужна? (дети отвечают, какое настроение у людей создает музыка – она помогает поднять настроение, вместе с музыкой веселее играть с друзьями, танцевать или петь песни)

Педагог – Чтобы было не обидно, мы по считалке определим того, кто выберет первый сундучок. (Педагог начинает считалку, на каком ребенке он остановится – на того надевают шапочку с разноцветной ноткой)

Палочку волшебную скорей возьми, дружок,
Покажи, какой открыть первый сундучок?
Ребенок подходит к экрану и указывает на один из сундучков.

Слайд меняется, раздается голос бабы-Яги

Баба-яга – Нет ключа здесь, так и знайте!
Тут заданье – выполняйте!

На экране показывается ребус – «металлофон, ноты, снежинки»

Педагог – Ребята, а задание зашифровано! Попробуем расшифровать каждый символ. (дети возможно, догадаются, что надо сыграть на металлофоне песенку про снежинки)

Педагог – Эту песенку мы узнали недавно, давайте ее сначала споем (поют).

Вот летят снежинки, белые пушинки.
Кружатся, порхают, на ладошке тают.

Чтобы точно сыграть мелодию, надо знать ее ритмический рисунок. Посмотрите, какой ритмический рисунок подходит к этой песенке? (предлагает 3 варианта ритмических рисунков на магнитной доске, ребенок выбирает верный).

Изобразим его вместе сначала хлопками, а потом – легкими и длинными взмахами (изображают).

Посмотрите на цветное изображение мелодии. Куда двигается мелодия сначала? С какого звука? А как мелодия двигается потом? (дети отвечают).

А теперь предлагаю сыграть эту песенку на металлофонах. (дети играют на металлофонах попевку).

Педагог – Снова палочкой считаю, и кого-то выбираю.
Палочку волшебную держи, сундучок скорей нам укажи! (Педагог начинает считалку, на каком ребенке он остановится – тот идет к экрану и указывает на любой из сундучков.)

Слайд меняется, раздается смех бабы-Яги и новый ребус:

Баба-яга – И снова нет ключа сейчас!
Опять задание для вас!!

На экране ребус: ухо, мелодия, глаз, 3 картинки, вопрос. Дети с помощью педагога могут догадаться, что надо посмотреть на картинки, послушать музыку и выбрать, к какой картинке эта музыка подходит, и почему.

На экране появляются 3 изображения – Дед Мороз, Зимний пейзаж солнечный, Зимний пейзаж ветреный. Звучит музыка «Зима» А. Вивальди (2 часть). (Дети могут ответить, что эта музыка подходит к зимнему солнечному пейзажу).

Педагог – Я с вами совершенно согласна! Музыка напевная, светлая, яркая, словно снежинки блестят на солнце. А какой инструмент исполняет эту партию? (скрипка)

Далее звучит музыка Вивальди Зима (1 часть). Дети выбирают картинку с ветреной погодой, объясняют это характером музыки)

Педагог – Вы совершенно правы! Музыка тревожная, колючая, напряженная. А какой инструмент передает это состояние? Тоже скрипка. Какое разнообразное звучание может быть у одного инструмента.

Кто хочет передать эти разные настроения в движении, может взять ленты и под музыку изобразить солнечный или ветреный зимний образ.(творческая импровизация под звучание музыки разного характера)

Как вы думаете, мы до конца выполнили это задание?(дети могут сказать, что одна картинка осталась без музыки)

Какую же картинку мы не назвали? (дед Мороз).

На экране слайд – художественный образ Деда Мороза

Посмотрите, ребята, художник, изображая деда Мороза, спрятал в его образе еще несколько картинок из русских сказок. Попробуйте их отыскать. (дети рассматривают картинку, называют сказки или образы, уведенные ими)

Напомните мне, ребята, какой характер у Деда Мороза в музыке Роберта Шумана? (дети отвечают, что дед Мороз у Шумана строгий, сердитый)

Педагог – Но вместе с Дедом Морозом приходят Новогодние праздники с подарками, радостью и игрушками, поэтому в средней части характер музыки меняется. Что нам поможет сделать этот образ ярче и выразительней? (музыкальные инструменты и движение).

Но прежде чем брать музыкальные инструменты, выберем Деда Мороза, он в нашем оркестре будет дирижером. (по считалке – «Ты не в шутку, а в серьез, будешь Дедушка Мороз», педагог выбирает ребенка, который надевает элементы костюма деда Мороза, и берет дирижерскую палочку.)

Педагог – Инструменты выбирайте, музыкальный образ создавайте.

Дети играют на инструментах и двигаются в соответствии с характером музыки Р. Шумана «Дед Мороз». После – садятся на стулья.

Педагог – (отмечает наиболее яркие образы и движения у детей)
Снова палочкой считаю, и кого-то выбираю.
Ты лети, как ветерок, укажи нам сундучок!
Ребенок подходит к экрану и указывает на один из сундучков.

Раздается голос Бабы-Яги

Баба-Яга – Угадали! Победили! Ключик свой освободили! На экране появляется скрипичный ключ, под звуки Вальса цветов Чайковского ворота открываются (или исчезают).

Заключительная часть

Педагог-Ключ скрипичный вы освободили,
Королевство музыки открыли.
В музыкальном королевстве много музыки чудесной!
Пусть будет музыка слышна, и звучит для всех она!
В королевстве все ликуют, вместе с нами все…
дети договаривают – «Танцуют» Дети исполняют любой знакомый танец, после – подходят к стульчикам.

Педагог – Ребята, вспомните, пожалуйста, и скажите, что вам больше всего запомнилось из нашего приключения? (ответы детей) Представьте, если бы вам предложили попадать в музыкальное королевство, когда захотите, чем бы вы там хотели заниматься? (ответы детей).

У меня для вас есть небольшой сюрприз. За вашу смелость и находчивость, за артистизм и музыкальность жители музыкального королевства каждому из вас дарят вот такой маленький скрипичный ключик, чтобы вы могли заходить в музыкальное королевство в любое время, когда вам захочется. А нам с вами на прощанье остается спеть – (поет вместе с детьми) «До свиданья!»

Дети уходят из зала.

Необходимое оборудование:

Ноутбук, магнитная доска, музыкальные и шумовые инструменты по количеству детей, коробочка с разными видами ключей.

Аудиозаписи: М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках (из альбома «Картинки с выставки»), А. Вивальди «Зима» 1 и 2 часть (из альбома «Времена года»), Р.Шуман «Дед мороз» (из «Альбома для юношества»), П.Чайковский «Вальс Цветов (из балета «Щелкунчик»).

Иллюстрации, на которых изображены: музыкальное королевство, скрипичный ключ, сказочные сундучки, зимние пейзажи, художественное изображение Деда Мороза,

Раздаточный материал:

Карточки с изображением скрипичного ключа – для рефлексии, цветовые подсказки – схемы для игры на металлофоне на каждого ребенка, ленты для пластических импровизаций, элементы детского костюма деда Мороза.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь