Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

0
1581

Колесникова Светлана Петровна
Бочарова Ирина Викторовна
Шевелева Алла Константиновна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №11
г. Шебекино Белгородской области»

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

 

Цель: развитие у детей познавательного интереса, желания узнавать что-то новое.

Задачи:

  • закрепить представления о количественном составе числа 5 из единиц, упражнять в умении конструировать предметы из цветных палочек Кюизенера;
  • закрепить умение устанавливать соответствие между цветной палочкой и цифрой;
  • закрепить прямой и обратный счет в пределах 10;
  • формировать представление о том, что предметы можно разделить на 4 равные части, называть части, сравнивать целое и часть в игре «Дроби»;
  • упражнять детей в решении логической задачи, умении анализировать сравнивать, обобщать, выделять из данной совокупности предмет, отличающийся какими-либо свойствами;
  • закрепить навыки математического моделирования на материале игры «Пифагор»;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику руки, тактильно-осязательные анализаторы, конструктивные умения и навыки; воспитывать чувство взаимопомощи, отзывчивости.

Оборудование и материал: проектор, ноутбук, слайды с изображением космоса, мягкие модули, картинки для составления плана, цветные счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, «Дроби», головоломка «Пифагора», карточки к логической задаче,

Рекламное сообщение     

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, чтение художественной литературы о космосе, отгадывание загадок, ООД по ФЭМП.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо, давайте его прочитаем.

Дети с планеты Земля, мы хотим с вами познакомиться, приглашаем вас в гости. Марсиане.

Воспитатель. И что же нам делать?

Дети.  Отправиться на Марс.

Воспитатель. Но прежде чем нам отправиться на Марс, давайте составим план нашего путешествия. (Дети подходят к мольберту и выкладывают план-схему)

Воспитатель.  А как вы думаете, на чем мы можем отправиться на планету Марс?

Дети. На ракете.

Воспитатель Ребята, что нужно для этого сделать?

Дети. Нам нужно построить ракету и отправиться к ним в гости.

  1. делаем ракету.

Воспитатель. Как вы думаете, что еще нужно сделать, чтобы ракета взлетела?

Дети. Заправить ракетным топливом.

  1. заправляем ее топливом.

Воспитатель. Что мы еще должны сделать, чтобы не заблудится в космосе?

Дети. Составить маршрут.

  1. составляем маршрут

Воспитатель. Что мы будем делать дальше?

Дети. Производить запуск ракеты.

  1. производим запуск ракеты.

Воспитатель. Путь у нас долгий и у нас много свободного времени, чем мы можем с вами заняться?

Дети. Сделать подарки для Марсиан.

  1. делаем подарки для Марсиан

Воспитатель. А когда мы приземлимся, что нужно сделать?

Дети. Поздороваться.

  1. приветствие.

Воспитатель. А чем мы займемся потом?

Дети. Мы можем танцевать, пить чай, играть в игры.

  1. чаепитие

Воспитатель. А что будет потом?

Дети. Мы вернемся домой.

  1. возвращение на Землю.

 

Воспитатель. Давайте посмотрим на наш план, если мы хотим построить ракету, то, что можно использовать в качестве строительного материала.

Дети. Мягкие модули. (Дети строят ракету по схеме).

ООД по математике в старшей группе

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами построили ракету, а что мы сделаем дальше?

Дети. Заправим ракету топливом.

Воспитатель. В качестве топлива будем использовать кристаллы. Но они разбиты на мелкие кусочки. Что же нам делать?

Дети. Нужно их собрать снова вместе.

(кристаллы – части из развивающей игры «Пифагор», собирают по нерасчлененной схеме)

Треугольники возьмем
И кристаллы соберем.

– В каждом кристалле сколько лучей?

Дети. 8 лучей.

Воспитатель. Девочки посмотрите, правильно ли собрали мальчики кристаллы, а мальчики проверят, правильно ли девочки собрали кристаллы.

Воспитатель. Молодцы ребята, что мы еще должны сделать, чтобы не заблудится в космосе?

Дети. Составить маршрут.

Воспитатель. Выложите маршрут, по которому полетит корабль, из геометрических фигур (логические блоки Дьенеша). Слушайте внимательно. Воспитатель.

  • фигура должна быть красная, круглая;
  • фигура должна быть синяя не круглая;
  • фигура должна быть желтая квадратная, большая;
  • фигура должна быть красная треугольная маленькая;
  • фигура должна быть синяя круглая, большая, толстая

Воспитатель. Молодца маршрут проложили правильно.

Ребята, мы с вами построили ракету, подготовили ее к полету, разработали маршрут.

Ждет нас быстрая ракета,
Для полета на планету,
Если только захотим,
На ракете полетим,
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!

Воспитатель.  Занимайте места в ракете. Ракета что-то не взлетает, кнопка  «пуск» на ракете засекречена, так как существует специальный код. А чтобы его расшифровать, нам нужно решить логическую задачу.

(Логическая задача на поиск недостающих фигур).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, нам даны 3 ряда изображений ракет, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. Надо выбрать недостающую ракету из 6 предложенных вариантов, которая должна быть помещена в пустой квадрат. (Дети указывают на одну из ракет).

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. Это ракета с корпусом прямоугольной формы, с не закрашенными прямоугольными крыльями и одним иллюминатором.

Воспитатель. Ребята, мы с вами отгадали засекреченный код, даем обратный отсчет. (Прямой отсчет от 1 до 10).

Воспитатель. Ракета не завелась. Давайте дадим обратный отсчет ракете. (Обратный счет от 10 до1).

Воспитатель. Полетели.

Воспитатель. Итак, юные космонавты, наши ракеты набрали нужную высоту.  По нашей традиции в гости не принято ходить с пустыми руками. Давайте из цветных палочек сложим салфетки.

Возьмите вначале желтую палочку, какое число желтая палочка обозначает?

Дети. Желтая палочка обозначает число пять.

Воспитатель. Следующие ряды образуйте из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой, все ряды должны быть разного цвета. (Дети выкладывают салфетку).

А теперь расскажите, как вы сложили салфетку цветами и числами.

Дети. Желтый (5),
Белый (1) и красный (4),
Красный (4) и белый (1),
Розовый (2) и голубой (3),
Голубой (3) и розовый (2).

Воспитатель. Посмотрите еще раз на салфетку и скажите, из каких двух чисел мы составили число 5.

Дети. Из чисел 1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2.

Воспитатель. Молодцы дети, очень красивые получились салфетки.

Воспитатель. Ребята, мы подлетаем к планете Марс. Смотрите, нас встречают наши инопланетные друзья, давайте мы их поприветствуем.

Наши друзья предлагают станцевать с ними веселый танец. (проводится физкультминутка на экране).

Воспитатель. А еще, по русской народной традиции, принято устраивать чаепитие. Что нужно приготовить для чаепития?

Дети. Чашки, самовар, пироги. (На основе игры «Палочки Кюизинера» дети выкладывают самовар, чашки)

Воспитатель. Возьмите схемы и выложите самовары и чашки.

– Перечислите палочки, какого цвета вы использовали для самовара и какой цифре они соответствуют?

Дети. Розовая (2), голубая (3), красная (4), желтая (5).

Воспитатель. Перечислите палочки, какого цвета вы использовали для чашки и какой цифре они соответствуют?

Дети. Розовая (2), фиолетовая (6), оранжевая (10), бордовая (8).

Воспитатель. А теперь давайте угостим наших друзей пирогами. (На основе развивающей игры «Дроби» дети делят «пирог» на части)

  • Возьмите из коробки цветные «пироги» и соберите их по цвету.
  • Сколько «пирогов» у вас получилось.
  • Какой по цвету из «пирог» нужно взять, чтобы угостить каждого марсианина одинаковым куском пирога.

Дети. Оранжевый.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. Потому что марсиан 4 и «пирог» разделен на 4 части.

Воспитатель. Как называется каждая часть этого «пирога»?

Дети. Одна четвертая.

Воспитатель. А почему вы не взяли пироги красного, розового, белого цвета?

Дети. Потому что белый – целый, розовый разделен на 2 части (1/2), красный разделен на 3 части (1/3).

Воспитатель. Какой пирог разделен на самые большие части?

Дети. Розовый, он разделен на 2 части.

Воспитатель. Какой пирог разделен на самые маленькие части?

Дети. Оранжевый, он разделен на 4 части.

Воспитатель. А что больше часть или целое?

Дети. Целое больше части.

Воспитатель. А теперь, ребята нам надо возвращаться в детский сад. Давайте скажем нашим новым друзьям большое спасибо за гостеприимство, и попрощаемся с ними.

– А пока мы будем возвращаться, я предлагаю посмотреть в иллюминаторы. (Звучит музыка, проводится гимнастика для глаз на слайдах).

Воспитатель. Вот мы и прилетели на землю.

  • – Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие?
  • – Какое задание было самым трудным?
  • – Самым интересным?

(Ответы детей.)

 

 

 

[mailerlite_form form_id=2]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь