Поговорим о красоте поведения
Гергиленко Надия Абдулбариевна, воспитатель ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27. г. Чапаевск Самарская область.
Пожалуй нет таких родителей, которые бы не хотели, чтобы их малыш выглядел привлекательно. Сколько прикладывается стараний, чтобы его со вкусом одеть и красиво причесать. И как тешим мы свое родительское тщеславие, когда замечаем, что наше дитя становится предметом всеобщего внимания! Однако не всегда помним, что привлекательность ребенка не только в красивой одежде, но и в красоте его поведения. Действительно, какими бы внешними данными ни обладал ребенок, но если он не умеет вести себя, мешает людям криком и шумом, не знаком со словом «пожалуйста», перебивает разговор взрослых, лезет в нос пальцем, забыв о носовом платке в кармане, то, конечно, такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан. Дефицит культурного воспитания сказывается и в другом. Не зная как держать себя на людях, человек чувствует себя скованно, неуклюже, движения его неловки, угловаты, ему «некуда деть руки», он затрудняется вести беседу, непринужденно держаться, правильно есть, боится попасть в неловкое положение! Случается, что даже образованные люди не всегда обладают навыками элементарной культуры. Воспитанность не образуется сама по себе: само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой шлифовки человека.
К сожалению, иные родители считают, что вежливость, сдержанность, хорошие манеры – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ведь ребенок»! Конечно, пока ребенок мал, изъяны воспитания не так уж и заметны. Ведь мы многое склонны оправдывать в его поведении, так называемой детской непосредственностью. Кому из нас не доводилось видеть, как подросток удобно устроившись с книгой в вагоне метро, старается не замечать, что надо бы уступить место тем, кто постарше. Например, женщине, что стоит рядом, или пожилому мужчине.
Культура поведения. В своей основе она имеет глубоко социально нравственное чувство-уважение к человеку, к законам человеческого общежития. Хочешь, чтобы уважали тебя – уважай других, веди себя гак, чтобы не вызывать у людей осуждения, неприязни. Ведь культура человеческих отношений – дело не только личное, но и общественное.
Вежливость... Принято считать ее одним из признаков воспитанности, она делает человека привлекательным, вызывает к нему у окружающих чувство симпатии. В ней выражается умение общаться с окружающими людьми. Задача взрослых – добиваться, чтобы у ребенка вежливость проявлялась из внутренних побуждений и основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Нельзя, например, считать ребенка вежливым только потому, что он по нашему напоминанию благодарит или уступает место старшему. Так он должен поступать и в ваше отсутствие, и в любых жизненных ситуациях.
Деликатность – сестра вежливости… Тот, кто деликатен, не доставит неудобства окружающим, не станет навязчиво задавать вопросы или проявлять излишнее любопытство. Основы деликатности уходят глубокими корнями в детство. Вот почему уже четырехлетнему малышу вполне уместно напоминать: «Не шуми – видишь, спит малыш в коляске», «Здесь в мяч не играют – все читают, отойди вот сюда, чтобы не мешать». Если в ваш дом придет гость, стоит заранее предупредить ребенка что он обязан быть не только гостеприимными приветливым, но и сдержанным.
Предупредительность... Оказывать услугу, помогать окружающим из внутренних побуждений – этому не научишь ребенка, если в нем не заложены нравственные начала, ибо в основе предупредительности добрые чувства.
Скромность… Это ценная черта личности, начала которой формируются в детстве. И надо ли доказывать, что культурный человек не может не обладать умением вести себя скромно, с достоинством не выпячивая свое «я». Формировать у ребенка умение быть скромным, считаться с удобствами окружающих, не допускать развязного поведения, в особенности в общественных местах, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может,- одно из непременных условий в закладке нравственного фундамента культурного поведения. К сожалению, случается, что родители допускают ошибку в оценке детского поведения. Стремятся, чтобы их ребенок вел себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринужденность и начинается развязность.
Общительность... В ее основе всегда присутствуют элементы дружелюбия, доброжелательности, приветливости к окружающим. А это, как известно, одно из непременных условий в выработке у детей культуры взаимоотношений, поведения в целом. Общительные дети обычно отличаются дружелюбием, умением находить контакты со сверстниками, поддерживают общение со взрослыми. Такие дети испытывают удовольствие от совместных с ребятами игр, занятий. Стараясь научить ребенка вести себя красиво, важно своевременно знакомить его с правилами поведения. Целесообразно, например, разъяснять ему правила, связанные с соблюдением чистоты и опрятности, правила, помогающие строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правила вежливости, поведения за столом, в общественных местах. Хорошо, чтобы в оценках родителей детского поведения ребенок слышал «добрый», «вежливый», «услужливый», «предупредительный», «скромный», «воспитанный». Ваш сегодняшний малыш – будущий школьник-студент. Очень важно, чтобы наши дети – умели общаться в красивых человеческих формах, знали правила этикета, обязательные для культурного человека.