Ткаченко Ирина Викторовна
музыкальный руководитель
Другова Валентина Ивановна
Бородина Ольга Николаевна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 2 «Колокольчик»
Старооскольского городского округа
Материал прислан для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций»
ЛЮБОПЫТНЫЕ ПОЧЕМУЧКИ
Они ощупывают переборочки,
они заглянуть стараются за.
А мы их гиды, их переводчики,
и не надо пыль им пускать в глаза!
Методика 5 почему — это гениально просто! Эти «почемучки» не зря завоевали популярность. За легкость и простоту. Причем не надо никаких дополнительных инструментов или глубоких знаний для выявления причин детской проблемы. И чтобы докопаться до истины, надо пройти 5 шагов, просто задавая вопрос «Почему». На первые вопросы дошкольники отвечают быстро, почти без раздумий. Чем дальше мы продвигаемся вглубь, тем больше пауза, тем труднее давать ответ- надо подумать. И это «подумать» уже хорошо. Обычно это наталкивает детей на конкретные шаги, которые нужно сделать. А упрямые попытки задавать цепочку-паровозик одинаковых вопросов позволяют детям самостоятельно докопаться до сути проблемы. Или, как их называют в бережливом производстве, корневых причин.
Ответ на первый вопрос, как показывает практика, поверхностный, далекий от реальных событий детской жизни. Поэтому педагоги стараются наметить, подсказать и просто задать 5 вопросов -почемучек. Вопросы должны быть практичные, последовательные, продуманно-логичные-помогающие, наталкивающие на определенный ответ детей.
Алгоритм достаточно прост: проблема-загадка + вопрос + решение = отгадка.
Например. «Ребенок на музыкальном занятии не поет»:
- – почему не поешь?
- – стесняюсь;
- – почему стесняешься?
- – плохо пою
- – почему ты решил, что плохо поешь?
- – мама сказала, что мне медведь на ухо наступил;
- – почему мама так сказала?
- – я кричал громко.
- -почему ты кричал громко?
- – старался, чтобы музыкальный руководитель сказал, что я – молодец!
Решение: для того, чтобы хорошо петь, совсем не надо кричать, надо просто прислушиваться к своим друзьям и петь, как один голос – дружно.
Часто ответы детей «уходят в другую сторону». Нужно перезагрузить беседу, изменить направление собеседования. Иногда кажется, что у дошкольников совсем не развито воображение. Это не так. Возможно, группа «плохо разогрета». Применяйте простейшие друдлы, совершенствуйте методики развития креативности, любознательности, творческого мышления, адаптируйте их под дошкольное воображение и сочинительство, больше размышляйте сами.
Давайте еще рассмотрим использование метода «5почему» в организации образовательной деятельности дошкольного учреждения на примере дидактической игры «Оденем куклу на прогулку». Метод «5 почему» способствует наиболее эффективному анализу причинно-следственных связей и позволяет решать любые проблемные ситуации, предлагаемые детям в играх. Итак, инструментом является метод « 5 почему». Предполагаемый результат: у детей сформированы представления о причинно–следственных связях, развито желание бережно относиться к своим вещам. Воспитатель предлагает проблемную ситуацию: «Почему кукла Маша не пошла сегодня на прогулку».
- – Маша не нашла свои штанишки и шапку и не хотела их надевать.
- – Почему Маша не нашла штанишки и шапку и не хотела их надевать?
- – Она не знает где её вещи и как их надевать
- – Почему Маша не знает где её вещи и как их надевать.
- – Она лениться, не хочет, не умеет.
- – Почему Маша лениться и не хочет.
- – Машу не научили это делать.
- – Почему Машу не научили это делать.
- – Мама считает Машу маленькой, у мамы нет времени научить Машу быть самостоятельной.
Решение проблемы: показать Маше, как правильно надевать вещи, в какой последовательности это делать. Не надо забывать, что дети, играя, будут опираться на свой короткий жизненный опыт и необходимо ориентировать их на определение одной, ключевой причины проблемной ситуации, не отметая при этом все предложенные варианты. Мотивируя детей на развитие игровой ситуации, мы способствуем развитию логического и критического мышления, развиваем креативный подход к решению поставленной задачи. Для подрастающего малыша, в его разнообразной и усложняющейся деятельности игра развивается, приобретает новые правила, условия, компоненты и формирует умения решать всё более сложные задачи. Хотя в проблеме всегда есть деталь незамеченная, самородок информации, которые помогут разгадать загадку, открыть дверь, ведущую к решению.
Информацию надо черпать и черпать! Поэтому уважаемые взрослые и смышленые дети спрашивайте почему. Спрашивайте, почему нет. Спрашивайте детей, друзей и подруг, взрослых, родных и незнакомых… Спрашивайте!
Список источников:
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. – 2012. – №5.
- Чернов А.Г. Бережливая школа. Применение методов бережливого производства в общеобразовательном учреждении / Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2019.