ЛЮБОПЫТНЫЕ ПОЧЕМУЧКИ

0
1513

Ткаченко Ирина Викторовна
музыкальный руководитель
Другова Валентина Ивановна
Бородина Ольга Николаевна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 2 «Колокольчик»
Старооскольского городского округа

Материал прислан для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций»

 

ЛЮБОПЫТНЫЕ ПОЧЕМУЧКИ

 

Они ощупывают переборочки,
они заглянуть стараются за.
А мы их гиды, их переводчики,
и не надо пыль им пускать в глаза!

 

материалы в печатный сборник 

     Методика 5 почему — это гениально просто! Эти «почемучки» не зря  завоевали популярность. За легкость и простоту. Причем не надо никаких дополнительных инструментов или глубоких знаний для выявления причин детской проблемы. И чтобы докопаться до истины, надо пройти 5 шагов, просто задавая вопрос «Почему». На первые вопросы дошкольники отвечают быстро, почти без раздумий. Чем дальше мы продвигаемся вглубь, тем больше пауза, тем труднее давать ответ- надо подумать. И это «подумать» уже хорошо. Обычно это наталкивает детей на конкретные шаги, которые нужно сделать. А упрямые попытки задавать цепочку-паровозик одинаковых вопросов позволяют детям самостоятельно докопаться до сути проблемы. Или, как их называют в бережливом производстве, корневых причин.

     Ответ на первый вопрос, как показывает практика, поверхностный, далекий от реальных событий детской жизни. Поэтому педагоги стараются наметить, подсказать и просто задать 5 вопросов -почемучек. Вопросы должны быть практичные, последовательные, продуманно-логичные-помогающие, наталкивающие на определенный ответ детей.

Алгоритм достаточно прост: проблема-загадка + вопрос + решение = отгадка.

Например. «Ребенок на музыкальном занятии не поет»:

  • – почему не поешь?
  • – стесняюсь;
  • – почему стесняешься?
  • – плохо пою
  • – почему ты решил, что плохо поешь?
  • – мама сказала, что мне медведь на ухо наступил;
  • – почему мама так сказала?
  • – я кричал громко.
  • -почему ты кричал громко?
  • – старался, чтобы музыкальный руководитель сказал, что я – молодец!

      Решение: для того, чтобы хорошо петь, совсем не надо кричать, надо просто прислушиваться к своим друзьям и петь, как один голос – дружно.

      Часто ответы детей «уходят в другую сторону». Нужно перезагрузить беседу, изменить направление собеседования. Иногда кажется, что у дошкольников совсем не развито воображение. Это не так. Возможно, группа «плохо разогрета». Применяйте простейшие друдлы, совершенствуйте методики развития креативности, любознательности, творческого мышления, адаптируйте их под дошкольное воображение и сочинительство, больше размышляйте сами.

     Давайте еще рассмотрим использование метода «5почему» в организации образовательной деятельности дошкольного учреждения на примере дидактической игры «Оденем куклу на прогулку». Метод «5 почему» способствует наиболее эффективному анализу причинно-следственных связей и позволяет решать любые проблемные ситуации, предлагаемые детям в играх. Итак, инструментом является метод « 5 почему». Предполагаемый результат: у детей сформированы представления о причинно–следственных связях, развито желание бережно относиться к своим вещам. Воспитатель предлагает проблемную ситуацию: «Почему кукла Маша не пошла сегодня на прогулку».

  • – Маша не нашла свои штанишки и шапку и не хотела их надевать.
  • – Почему Маша не нашла штанишки и шапку и не хотела их надевать?
  • – Она не знает где её вещи и как их надевать
  • – Почему Маша не знает где её вещи и как их надевать.
  • – Она лениться, не хочет, не умеет.
  • – Почему Маша лениться и не хочет.
  • – Машу не научили это делать.
  • – Почему Машу не научили это делать.
  • – Мама считает Машу маленькой, у мамы нет времени научить Машу быть самостоятельной.

      Решение проблемы: показать Маше, как правильно надевать вещи, в какой последовательности это делать. Не надо забывать, что дети, играя, будут опираться на свой короткий жизненный опыт и необходимо ориентировать их на определение одной, ключевой причины проблемной ситуации, не отметая при этом все предложенные варианты. Мотивируя детей на развитие игровой ситуации, мы способствуем развитию логического и критического мышления, развиваем креативный подход к решению поставленной задачи. Для подрастающего малыша, в его разнообразной и усложняющейся деятельности игра развивается, приобретает  новые правила, условия, компоненты и формирует умения решать всё более сложные задачи. Хотя в проблеме всегда есть деталь незамеченная, самородок информации, которые помогут разгадать загадку, открыть дверь, ведущую к решению.

      Информацию надо черпать и черпать! Поэтому уважаемые взрослые и смышленые дети спрашивайте почему. Спрашивайте, почему нет. Спрашивайте детей, друзей и подруг, взрослых, родных и незнакомых… Спрашивайте!

Список источников:

  1. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. – 2012. – №5.
  2. Чернов А.Г. Бережливая школа. Применение методов бережливого производства в общеобразовательном учреждении / Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2019.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь