ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ НА ЛИПУЧКАХ

Безлепкина Наталья Алексеевна
Гущина Елена Вячеславовна
Косинова Анна Алексеевна
Котенева Нина Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 52 «Ласточка»
г. Старый Оскол

Материал размещен в рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» 

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ НА ЛИПУЧКАХ

Тема нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования очень актуальна, так как сейчас дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам; имеют недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие, к сожалению, не знают домашний адрес, свой день рождения, имена родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье и отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношения к тому месту, где ребенок живет.

Современные условия дошкольного образования характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

материалы в печатный сборник 

Обратимся к понятию нравственно-патриотического воспитания в детском саду. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у детей чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться и заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие поступки; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; развитие волевых качеств (умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру); формирование самооценки своих поступков, а также доброжелательная оценка поступков других людей.

Патриотическое воспитание подразумевает воспитание любви к Отечеству, формирование чувства гордости за свою нацию, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, становления устойчивой связи поколений.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу, его достопримечательностям, памятникам и т.д.

Одна из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, это «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».

Поэтому в ДОУ должны быть созданы условия для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Игру можно считать и одним из лучших средств коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, который имеет и большое воспитательное значение. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, ведь именно в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит и справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

В дошкольном учреждении работа по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств реализуется через все виды игр: дидактические, словесные, пальчиковые, театрализованные, хороводные, подвижные, а также сюжетно-ролевые.

Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.

Один из видов таких игр – это игры на липучках. В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощью липучек. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.

Преимущества развивающих игр на липучках:

  • первое и самое главное – детям это нравится. Малыши могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
  • наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
  • игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
  • незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
  • простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.

В своей работе мы используем игры на липучках в контексте нравственно-патриотического воспитания. Игры на изучение состава семьи, символов нашей Родины («собираем матрешки»), «национальные сказки», «Официальные символы России», «Неофициальные символы России», «Русская изба», Альбом на липучках «Старый Оскол начало хх века», Альбом на липучках «дом, в котором ты живешь», Лэпбук «моя Белгородская область», Альбом на липучках «Мой город», Альбом «Моя малая родина». Патриотические уголки в группе оформляем панорамами к каждому празднику и памятной дате в истории России. Также планируем изготовление игр по нравственному воспитанию малышей («мамы и малыши»). Сборник планируем пополнять, расширять другими играми: «Животные нашей страны», «Костюмы народов страны».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. А дидактические игры с национальным колоритом формируют чувства уважения и гордости за свою страну и за свой народ, они же помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу.

 

Скачать (PDF, 2.87MB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь