Пронина Юлия Валериевна
учитель-логопед
Раднова Ирина Алексеевна,
Лондарева Елена Александровна
Воспитатели МБДОУ ДС № 22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа
ОПТИМИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Материал прислан для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций»
В рамках воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада необходимы особые образовательные условия и новые подходы из-за неусвоения ими образовательной программы стандартным образом.
Стандартный подход к занятиям снижает эффективность педагогического воздействия и может отрицательно сказаться на динамике развития детей с ОВЗ.
В связи с этим, особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности коррекционной работы в дошкольном учреждении и создаются специальные образовательные условия.
Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания детей. Так в групповую жизнь дошкольников внедрена визуализация предметно-пространственной среды, когда правила-подсказки, схемы, алгоритмы, используемые во всех рабочих помещениях группы, помогают детям ориентироваться, применять на практике имеющиеся знания и совершенствовать навыки. Принципы, бережливого мировоззрения вводятся постепенно, недавно у нас появилась игра «Наш день», где дети учатся строить свой распорядок дня на доске задач с помощью карточек-маркеров. Внедрив некоторые принципы бережливых технологий, педагоги группы поняли, что визуализация для дошкольников с ОВЗ понятна лучше, чем другие методы и приемы коррекционного воздействия.
С внедрение бережливых технологий педагогами нашего детского сада, были тщательно изучены методы и приемы работы с детьми и адаптированы для работы с детьми с ОВЗ. Одним из путей решения особых образовательных задач явилось внедрение в процесс воспитания и обучения индивидуальных интеллектуальных карт, как одного из методов бережливых технологий.
Интеллектуальные карты помогут детям с ОВЗ сделать процесс обучения более понятным и увлекательным. При их использовании дети лучше запоминают, проводят ассоциации и решают различные интеллектуальные задачи. Сами карты представляют собой информацию в рисунках – постеры или плакаты. Детям с ОВЗ запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. Полезные свойства интеллектуальной карты – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность – обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед детьми, стоит только окинуть одним взглядом.
Привлекательность – хорошая карта эстетична, рассматривать ее интересно и приятно.
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллектуальная карта легко запоминается.
В нашей группе дети с ОВЗ применяют карты следующим образом:
- первое направление – сбор материала,
- второе направление – закрепление и обобщение его,
- третье направление – развитие связной речи, составление рассказов.
Повышение интереса у детей к методу интеллектуальных карт оказывает и вовлечение в деятельность родителей. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекая родителей, которые становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Для создания интеллектуальной карты используются любые материалы и техники: фломастеры, карандаши, краски, маркеры, аппликация, рисунок и т.д. главная идея находится в центре листа, для ее изображения можно использовать рисунки, наклейки, картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Пример – последовательность работы при составлении интеллектуальных карт по закреплению и обобщению материала любой лексической темы: обозначается тема; называются существительные по теме; изображается то, что относится к теме; подбираются слова – признаки; составляются предложения, а затем рассказ.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, развитие фантазии, а в рамках бережливых технологий, дети учатся структурировать, обобщать и выделять главное и выстраивать свою деятельность и рассказ по порядку, избегая лишнего.
Реализуя данный метод, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем коммуникативные, познавательные и творческие способности ребенка. Каждый день приносит детям новый опыт, новые представления. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением его Я.