ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Избекова Дария Николаевна
воспитатель высшей категории
МБДОУ Детский сад № 2 «Якорек»
п. Усть-Мая МР «Усть-Майский улус (район) РС (Я)

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С СОДЕРЖАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, дошкольные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родное село, город, республику, страну, все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в дошкольные годы .Картины родной природы: горы и озера, реки, леса,тайга – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, республике глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Любовь к Отечеству начинается с любви к своей маленькой Родине – месту, где человек родился. Маленькая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся. Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно – патриотических чувств. Федеральные образовательные программы рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Актуальность:

материалы в печатный сборник 

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Работу по формированию нравственных качеств личности, любви и уважения к рядом живущим людям необходимо начинать с дошкольного детства. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Следовательно, стоит обогатить ребенка человеческими ценностями, зародить интерес к истории, обычаям и якутской национальной культуре. Доступность и выразительность якутских национальных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии, развитию психических процессов.

Цель:

формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной народной культуре и развитие речи детей, посредством дидактических игр с содержанием регионального компонента.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:

  • изучение национальных традиций и обычаев,
  • воспитание любви к природе родного края и его обитателям,
  • уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,
  • преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересует. Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме в наиболее в доступной и привлекательной для детей. Мне нравится использовать дидактический материал в виде игровых модулей, настольных, дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр во время занятий с детьми, а также в самостоятельной деятельности.

 Особое вниманию я уделяю созданию предметно-развивающей среды. Для создания атмосферы национального быта, огромное значение имеют окружающие нас предметы, которые влияют на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», гласит поговорка. В группе организован центр национальной культуры, где собран материал для ознакомления детей с национальным бытом, укладом, историей, культурой республики также, включает в себя геральдику РФ, атрибуты малой Родины, которые не просто занимают почетное место. Одним из главных аспектов социальной компетентности является нравственно-патриотическое воспитание.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

В русле реализации Федеральной образовательной программы в практической деятельности с детьми учет регионального компонента рассматривается нами, как условие вариативности дошкольного образования национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно-пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры. С целью реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ нами разработаны дидактические игры, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических, национальных особенностей родного улуса, республики.

Игровые модули и макеты:

  • Модуль «Балаган с домашней утварью» – жилище якутов, которая применяется не только как в сюжетно-ролевой игре «Якутская семья», позволяя им обыгрывать быт предков, а также служит уголком уединения, и обыгрывание сказочных объектов на праздниках и развлечениях. Только обыгрывая жизнь предков мы видим, как дети с интересом соприкасаются к предметам старины и чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи.
  • Модуль «Лодка с веслом» изготовлена из фанеры, удочки из тальниковых прутьев

Игра «Рыбалка», знакомит детей с промыслом рыболовство и учит названия рыб, населяющие наши озера и реки – чир, нельма, осетр, омуль, муксун, карась, щука, окунь и другие.

  • Макеты: якутский двор, стоянка, скотный двор;
  • Настольные дидактические игры и пособия: якутская семья из деревянных втулок, шнуровки «Якутские узоры», коровы и телята из тальника- в старину семья считалось богатой, если имела много скота, поэтому дети очень любили играть с животными они представляли себя богатыми и счастливыми, чороны, туеса, кытыйа, якутяночки, герои олонхо, мини-балаган кытах, мутовка, маттарчах, коробочки для рукоделия из бересты и кожи украшенные бисером и многое другое.
  • Куклы-герои олонхо с макетом священного дерева Аал-луук мас с тремя мирами и деревянными фигурками жителей верхнего мира –богов, среднего мира-людей, и богатыри нижнего мира-абассы.
  • Игра «Математический пазл» – из счетных палочек. Учить детей счету до 10, развивать внимание, память, логическое мышление. Чтобы собрать пазл, нужно собрать палочки с цифрами по порядку. Когда ребенок выучит числовой ряд до 10, можно сделать пазл большего размера и влючить больше цифр. Дети собирают картинки якутской посуды.
  • Игра «Сложи картинку» – пазлы сделанные из картона. Дети должны собрать картинку в одно целое из 9 квадратов. Дети собирают изображение богатыря Верхнего мира Нюргууна Боотура.
  • Игра «Герои олонхо»- олонхо имеет древнее происхождение. В нем рассказывается о белых и добрых божествах Верхнего мира, о людях населяющий Средний мир и о злых абассы богатырях Нижнего мира. Состоит из брусков деревянных, каждый брусок пронумерован цифрами от 1 до 10. С помощью расстановки цифр, дети узнают о тех героях олонхо, как Туярыыма Куо, Нюргуун Боотур, лошадь богатыря, людях среднего мира.
  • Игра «Герои якутских сказок» – состоит из 16 деревянных кубиков. Из кубиков сложить фрагменты из якутских сказок- «Старуха Таал-Таал», «Чыбыс-Хаан», «Непослушный медвежонок», «Как ветер к Великой горе ходил», «Как лис стал красным», «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».
  • Развивающее пособие из фетра «Земля Олонхо» – Панно имеет множество полезных функций, таких как:

-Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики

-Развитие внимания, воображения;

-Развитие словесно-логического мышления;

-Развитие и обогащение словаря;

-Обыгрывание с помощью пальчиковых игрушек

-Обучение счету, различение основных цветов и оттенков.

  • Игра «Сложи узор»- игра состоит из 13 видов трафаретов орнамента. Конверты с прозрачным трафаретом якутской посуды. Детям дается задание сложить по своему усмотрению свой узор, которым они украсят свою посуду.
  • Игра «Сложи якутский орнамент» – игра состоит из 16 кубиков на них изображены элементы якутского орнамента.
  • Игра «Сложи орнамент» – игра состоит из карточек с нарисованным орнаментом. Дети при помощи цветных камешек Марбс накладывают сверху орнамента, тем самым украшая его.
  • Настольные игры – «Хабылык» – лучинки, «Тыксаан», «Хаамыска»-игра с пятью камешками, «Тырыынка»- палочки

Заключение:

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена

Изготовленный мною игровой материал, позволяет создавать развивающие игры в разных образовательных областях. Все пособия и модули легко перемещаются в любое место в игровой комнате и становиться частью пространства детской реализации. Игры, в которые я предлагаю играть детям доступны, наглядны и привлекательны помогают им эффективнее закреплять полученные знания, а также развивают самостоятельную познавательную активность каждого воспитанника нашей группы. Я уверенна, что данная разработка имеет в себе большой потенциал для создания и в дальнейшем игровых и познавательных ситуаций.

Список литературы:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005
  2. Козлова С.А. Мой мир-М; – Сфера,2000
  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М, Сфера, 2004
  4. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь