Коротких Светлана Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В условиях реализации ФГОС ДО важное значение уделяется воспитанию и развитию дошкольников. Специфика логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой — характером нарушения высшей нервной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память [3, с. 25]. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. На помощь пришли методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ; авт. Г. С. Альтшуллер). Технологии ТРИЗ не стандартные. Чтобы использовать их в работе, необходимо не только изучить некоторые приемы, формы, методы воздействия на ребенка, но и понять всю систему ТРИЗ, тогда она сама начинает работать на образовательный процесс.
Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Даёт в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной работе логопеда способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения. Позволяет освоить проектный метод и активно его использовать с детьми в рамках развития выразительности речи, лексико-грамматической и связной монологической стороны речи.
Использование методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт преимущества: в активизации познавательной деятельности детей; в создании мотивационных установок на проявление творчества; в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности; дает возможность закрепить звуки в речи различными способами.
Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять барьеры общения, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. На занятиях по автоматизации поставленных звуков в связной речи дети сочиняют сказки, «переделывают» их, используя как приемы фантазирования, учатся формулировать сказочные противоречия с помощью «Волшебного треугольника». Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств и Загадок [5, с.44]. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. В этом огромную поддержку и помощь оказывают близкие для детей люди — их родители. Именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Тематика игр, творческих заданий на занятиях по развитию и коррекции речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр: развитие речи воспитанников через поисковую, исследовательскую, изобретательскую деятельность.
В содержании фронтальных занятий по звуко-буквенному анализу и синтезу широко используется ТРИЗовский метод маленьких человечков [1, с. 3, 4, 5]. Мы учим детей, что звуки слышат и произносят. Но очень хочется их увидеть! Гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие моделируются костюмом определенного цвета, положением губ, отсутствием или присутствием колокольчика. Такой человечек-звук приходит на каждое занятие про звук или букву. Метод маленьких человечков позволяет составлять и прочитывать слоги и слова. В процессе моделирования у детей с ОНР формируется звуковая функция сознания, то есть они усваивают возможности установления отношения замещения между двумя объектами. Уровень формирования наглядно-символической деятельности определяет степень готовности детей седьмого года жизни с ОНР.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте большой интерес у детей вызывает ТРИЗовский метод проб и ошибок. Это основной метод решения изобретательских задач. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении возможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую, и так — пока не получат правильный вариант.
При ознакомлении детей с лексической темой интересно применяется ТРИЗовский метод фокальных объектов [5, с. 23]. Он используется для упражнений по развитию воображения — когда прототип наделяют посторонними признаками. Данный метод позволяет детям быстро и с интересом подбирать прилагательные и другие части речи для образования новых словосочетаний. Например, детям дают слово «зима». Подбираются еще два слова — «солнце» и «снежинка». К этим словам идет подбор определений: солнце — теплое, светлое, лучистое, ласковое; снежинка — искристая, белоснежная, холодная. В следующем задании детям предлагают составить словосочетания со словом «зима». Получаем словосочетания: зима солнечная, снежная, искристая, белоснежная и т. д. На основе уже знакомых дошкольникам характерных особенностей зверей и птиц можно придумывать с детьми фантастические (сказочные) образы животных.
Метод контрольных вопросов можно использовать в логопедических занятиях любого вида. Дети учатся самостоятельно составлять и задавать вопрос, чтобы отгадать загаданное животное или предмет [2, с. 5].
Метод противоречий отражает конфликт между частями или свойствами. В логопедической работе он раскрывается в игре «Хорошо — плохо» (согласно лексической теме) или ее вариантах — «Нравится — не нравится» и т. д.
Эти методы сочетаются с расширением словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативы. У дошкольников формируется эмоциональная отзывчивость на задания по преодолению речевого недоразвития, развиваются произвольность и контроль своих действий.
Участие – заочное
Секция 1. “Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.”
Список литературы:
1.Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. Екатеринбург, 1993.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2008.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М. 2011
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. М., 2004
- 5. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. М., 2000.
- Интернет ресурсы.