Локтева Ирина Юрьевна
инструктор по физической культуре
Бредихина Мария Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Алексеевка,
Яковлевского района Белгородской области»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых требования к психолого-педагогическим условиям. Согласно данным требованиям каждая дошкольная образовательная организация должна создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДОодним из таких условий является взаимодействие с родителями по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность[1].
Появилась необходимость построения взаимодействия педагогов ДОО с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
От согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив ДОО зависит успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В настоящее время гарантом эффективности работы ДОО с родителями выступают следующие условия:
- ориентация на общение с родителями как единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;
- искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;
- заинтересованность педагогов в решении проблем дошкольников;
- системный характер работы.
Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательно-образовательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты деятельности своих детей, доброе отношение сотрудников ДОО.
В МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Алексеевка» сложилась эффективная система взаимодействия педагогов с родителями в рамках деятельности клуба «Здоровый ребёнок», созданию которого предшествовала работа по реализации проекта «Традиции и здоровье».
Основными целями клуба «Здоровый ребёнок» являются:
- приобщение родителей к участию в жизни ДОО путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы,
- пропаганда здорового образа жизни,
- сохранение и укрепление здоровья детей,
- повышение педагогической компетенции родителей,
- формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья,
- выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
Задачи деятельности Клуба:
- создать оптимальные условия для организации дома здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей среды;
- оптимизировать детско-родительский досуг на основе принципов здоровьеформирующей педагогики;
- проводить совместные игры-занятия детей и родителей с использованием общих физических упражнений и комплекса профилактических игр;
- повышать компетенцию родителей в области физического воспитания дошкольников, формирования ЗОЖ.
В рамках Клуба организуются интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. К ним относятся: информационно-аналитические,досуговые,познавательные,наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, туристические походы. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми[6].
Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. К ним относятся:
- Совместная физкультурно-игровая деятельность – это физкультурные оздоровительные занятия, в основе которых лежит технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в совместной двигательно-игровой деятельности[4].
- «Игротека для взрослых и детей». С ее помощью родители знакомятся с разной организацией двигательной активности детей, методикой формирования физических качеств, игровых навыков ребенка («Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье»).
- Акции «Здоровью да, пагубным привычкам – нет», «Спорт- альтернатива пагубным привычкам», «Безопасность детей – в руках родителей».Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
Из практики работы с детьми старшего дошкольного возраста и родителями наиболее эффективным по формированию основ здорового образа жизни является метод проектной деятельности.В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой).
При этом родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. К ним относятся:
- Дни открытых дверей– ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
- Создание информационного пространства «Азбука здоровья»(буклеты, памятки для родителей).
- Совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей.
- Оформления коллажей совместно с родителями при помощи современных технологий.
- Презентация семьи в форме семейной фотогазеты «Мы за здоровый образ жизни», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Благодаря организуемым совместным мероприятиям отмечается повышение активности и взрослых и детей. Отличительной особенностью данной формы взаимодействия является то, что родители выступают в качестве помощника педагога и каждый из них – «тренером» своего ребёнка.
Участие – заочное
Секция 3. “Взаимодействие с семьёй посредством внедрения активных методов
организации детской деятельности.”
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 170 с.
- Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2012. – 111 с.
- Овчинникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Т.С.Овчинникова – М.: Сфера, 2012.- 157с.
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй: методическое пособие для воспитателей ДОУ/Н.В.Микляева. – М.:Айрис-пресс,2010.- 144с.