Развитие познавательной и речевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста посредством мультипликации

0
95

Богатова Татьяна Ивановна
педагог дополнительного образования
МБДОУ ДС № 37 «Соловушка»
Тимошенко Ирина Игоревна
педагог дополнительного образования
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа

 

 

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
В УСЛОВИЯХ 
УЧЕБНО-ИГРОВОГО ЛЕГО-ЦЕНТРА

 

 

Ориентируясь на региональные приоритеты в стратегии развития образования Белгородской области, среди которых выделено освоение детьми дошкольного возраста программ раннего изучения иностранного языка, целью которого является формирование элементарных навыков общения на иностранном языке, мы рассматриваем различные современные подходы для достижения поставленной задачи.

Реализация этой цели связана с развитием у детей ряда коммуникативных навыков, в том числе: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.

Одной из проблем обучения иностранному языку является возраст обучаемого. Известно, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности [1].

Сегодня многие родители хотят, чтобы их ребенок знал, по крайней мере, один иностранный язык и владел им по возможности хорошо. Но времени обучения не всегда бывает достаточно, да и существующие методики обучения иностранному языку ориентированы в основном на школьников.

С точки зрения И.А. Шишковой, главными целями в обучении дошкольников иностранному языку являются: «формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке; умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения; создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков; пробуждение интереса к жизни и культуре других стран» [3].

В настоящее время одним из факторов, который оказывает влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность на иностранном языке является развитие информационно-коммуникационных технологий. Большую роль в развитии ребёнка-дошкольника играют мультфильмы.

Анимация – это западное название мультипликации. Это слово берет свое начало во французском языке и переводится как «оживление» или «одушевление». Мультипликация, или анимация, – это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, нравственно-эмоционального воздействия на ребенка, она с особой силой воздействует на воображение дошкольника и обладает широкими образовательно-воспитательными возможностями.

Деятельность по совместному созданию с детьми мультфильмов позволяет решать несколько задач по развитию дошкольников. Остановимся на некоторых из них.

  1. В процессе наблюдения за формированием и развитием речевых навыков у детей, возник вопрос о том, какие способы и приемы наиболее эффективно использовать в обучении детей говорению на английском языке. Мы сделали вывод, что из ряда используемых традиционных средств наиболее эффективным является ролевая игра. Диалоги на иностранном языке в ролевых играх используем при создания лего-мультфильмов с дошкольниками.

Для развития коммуникативных навыков у дошкольников используем серии ЛЕГО Education «Люди мира» и «Профессии». С помощью этих игр дети учатся переносить действия из одних условий в другие. Ребята начинают одушевлять живую и неживую природу в игре «ЛЕГО – зоопарк». Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, интерес к личности другого человека. Дети понимают на слух тексты различных жанров, обогащают словарь; в ходе озвучивания лего-мультфильма – развивается связная речь, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь; происходит развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Все это способствует речевому развитию детей.

  1. Для создания мультфильмов также используем с детьми серию ЛЕГО Education «Творческое конструирование». Дети очень любят эту серию Лего. Деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации.

ЛЕГО-мультфильмы

Наборы серии LEGO Education, кроме традиционных кирпичиков и строительных плат, играющих роль основания для конструкции, включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры. Это дает детям возможность с максимальной правдоподобностью воспроизводить самые разные объекты: дома, замки, больницы, фермы, железную дорогу, пожарную часть, зоопарк. Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты как сказочные, так и вполне жизненные.

  1. В ходе создания мультфильма происходит художественно-эстетическое развития дошкольников. Ребята самостоятельно изготавливают персонажей и декорации мультфильма. В старшем дошкольном возрасте процесс педагогического руководства может быть направлен на развитие у детей устойчивости внимания, умения представить замысел, условия его реализации, развивать точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус.
  2. В процессе взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками происходит становление самостоятельности и саморегуляции, формируются позитивные установки к труду и творчеству. Это способствует социально-коммуникативному развитию дошкольника.
  3. Происходит физическое развитие дошкольников, а именно – развитие мелкой моторики рук.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование – это практическая, творческая деятельность, направленная на развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, познавательно-исследовательская. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.

Создание анимационного фильма предполагает наличие следующих этапов:

  1. Определение общей идеи мультфильма.
  2. Написание сценария мультфильма или знакомство с готовым художественным произведением.
  3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.
  4. Покадровая съёмка мультфильма.
  5. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.
  6. Озвучивание фильма.
  7. Совместный просмотр.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что совместная с детьми деятельность по созданию мультфильмов на иностранном языке может выступать эффективным средством комплексного развития детей средствами иностранного языка. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей средствами иностранного языка.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский – 2009.
  2. Захарова Е.Ю. Роль памяти для запоминания информации. Основные методы и приемы запоминания английских слов / Е.Ю. Захарова: http://festival.1september.ru/articles/411300, 2009.
  3. Шишкова И.А. Английский для малышей/ М.Е. Вербовская, И.А. Шишкова.– М., 2007.

 

материалы из летнего сборника

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь