Формирование коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия с семьёй

0
258

Власенко Татьяна Леонидовна
старший воспитатель
Раднова Ирина Алексеевна
воспитатель
Полякова Надежда Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад №22 «Улыбка»

 

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, большое внимание уделяем формированию коммуникативной стороны речи у детей. Для достижения желаемого результата недостаточно односторонней работы педагогов, необходимо партнерское взаимодействие с семьёй. Поэтому в группе разработана система мероприятий по созданию условий формирования коммуникативной функции речи у детей с ТНР совместно с родителями (законными представителями).

Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. разработка и применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по формированию лингвистических основ родного языка;
  2. формирование активной позиции родителей при участии их в коррекционно-образовательном процессе;
  3. привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов коррекционного обучения и воспитания, их психоэмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития, а также полноценной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.

Работу по достижению поставленных задач начали с изучения индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, семьи ребёнка, уровня речевой культуры семьи. Важной формой взаимодействия семьи и педагогов является дифференцированный подход к каждой семье, а условием – соблюдение педагогической компетентности, такта и гибкости.

При установлении контактов исследовали педагогическую грамотность родителей, отношение их к источникам информации, динамику детско-родительских отношений, а также выявляли семейные ценности, предпочитаемые формы сотрудничества. Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.

Анкетный опрос родителей позволил выявить уровень их педагогических возможностей, методы воспитания, виды поощрения и наказания, источники педагогических и коррекционных знаний, используемые ими в семье. По результатам исследования составлен алгоритм взаимодействия с семьёй. Он включает в себя 6 стадий:

  1. поиск контактов при первой встрече;
  2. обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке;
  3. установление общих требований к воспитанию ребёнка;
  4. упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
  5. реализация индивидуального похода;
  6. совершенствование педагогического сотрудничества.

На следующем этапе педагогического исследования был составлен план работы с семьёй. Он включал в себя:

  • Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, онлайн консультации, наглядно-текстовая информация, еженедельные беседы, родительская почта;
  • Обучение практическим умениям: мастер-классы, семинары-практикумы, видеотеки, психологические тренинги, открытые занятия как правильно закрепить поставленный звук, как учить стихи с детьми и т.д.

Из выше перечисленного видно, что содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы общения. Главное – донести до родителей знания, обогатить коррекционно-педагогическими умениями для совместного решения педагогических задач, вовлечь в единое пространство детского развития.

Широко использовались методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Например, на родительском собрании использовались методы в их совокупности: беседа, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ, ответов на мини-анкеты. Так же использовался игровой метод активизации родителей, например, артикуляционные, лексические, грамматические задания (придумывание загадок, викторины и др.).

Огромной популярностью как у детей, так и у родителей пользовались авторские стихотворения учителя-логопеда, которые затрагивали краеведческие исторические события, события из жизни детей, группы, семей воспитанников. Эти стихи разучивали, читали на различных конкурсах.

Особый интерес вызывали фонетические опыты, используемые на всём протяжении обучения: от звуковызывания до формирования полноценной развёрнутой фразы.

В начале работы с родителями возникали сложности, которые заключались в привлечении их к сотрудничеству. Некоторые родители плохо шли на контакт. Многие просто не хотели обременять себя лишними проблемами и отказывались признавать свои ошибки, как в речевом развитии, так и в воспитании ребёнка в целом или говорили, что заниматься коррекцией и воспитанием ребёнка должны педагоги детского сада.

И не смотря на сложности система проведённой работы, подвела родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение помогло родителям определить эффективность применяемых методов воспитания и развития, изменить тактику их собственного поведения. И в ходе тесного сотрудничества с использованием вышеперечисленных форм работы, произошли качественные изменения во взаимодействии семьи и педагогов. Включившись в реальное сотрудничество и установив партнёрские отношения с педагогами, родители оказались готовы к содержательному общению.

Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов коррекционно-образовательного и воспитательного процессов обеспечило комплексный подход к данному процессу. Родители ощутили потребность в повышении коррекционных знаний, в обмене опытом воспитания и обучения детей, а также личного самообразования. В процессе работы у них повысился интерес к проблемам детей.

На консультациях родители рассказывали, с помощью каких источников они решали проблемы коррекционного и познавательного характера, к какому результату приходили. В итоге параллельно с организованным процессом просвещения родителей шёл процесс стихийного получения информации, так как они после консультаций стали активнее интересоваться новинками литературы по вопросу коррекции и развития речи. Многие обменивались друг с другом мнениями по поводу прочитанного. Вследствие чего пополнялась библиотека методической и детской литературы в группе.

Использование традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества способствовало реальному участию родителей в формировании правильной, красивой речи детей, обязывая их показывать свою собственную речь, как образец для подражания.

Таким образом, посредством системы коррекционых мероприятий, постепенно формировался эталон семейного и социального речевого общения. Обсуждение актуальных проблем в воспитании и обучении, учёт пожеланий родителей, использование методов их активизации способствовали формированию адекватной родительской позиции.

Анализ проведённой работы показал:

  • у родителей появился интерес к работе логопедической группы, воспитанию, коррекции и развитию детей;
  • увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией.

Таким образом, было выявлено, что концептуальные подходы к организации взаимодействия с семьёй в процессе формирования коммуникативной стороны речи у детей с проблемами речевого развития, необходимо строить на признании главенствующей роли семьи, как первого воспитателя ребёнка, на создание атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, создания условий для творческого поиска и развития, признания сильных сторон семьи и детского сада.

Залог успешной работы по формированию красивой, грамотной, культурной речи находится в тесном взаимодействии трёх сторон: педагогов, родителей и детей.

 

Участие – очное

Секция 2. «Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников»

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь