Приобщение к классической музыке дошкольников с ТНР в процессе самостоятельной деятельности

0
1442

Пустоварова Ирина Геннадьевна,
Чуркина Галина Николаевна,
Джафарова Натаван Алиевна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

 

Классическая музыка занимает особое, уникальное место в воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников с ТНР. В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, элементарным и детским музыкальным инструментам отводится большая роль. Они вызывают у ребёнка большой интерес. Ими широко пользуются педагоги, вовлекая тем самым ребёнка в сферу музыки, помогая развитию его музыкальных и творческих способностей.

Благодаря развитию музыкальных способностей в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах ребёнок начинает раньше и отчётливее говорить, комплексно развиваются все психические процессы, у него хорошо развита координация движений. Более того, детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников с ТНР, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Наша музыкально–педагогическая позиция основывается на том, что дети дошкольного возраста с ТНР должны воспитываться на высокохудожественных образцах мировой музыкальной культуры, ибо каждый народ имеет свою, только ему присущую культуру, в которой отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Главная задача в нашей работе – вызвать интерес к музыке, привить ребенку хороший вкус, отдав приоритет классической музыке через обучение игре на музыкальных инструментах.

Приемы обучения игре на музыкальных инструментах. Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре даются дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Как и во всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях. Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения — хорошо проверенные, традиционные методы — могут еще пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.

Этапы обучения игре на металлофоне: исполнение попевки на инструменте педагогом; пропевание попевки всей подгруппой; работа над ритмическим рисунком; показ движения мелодии рукой; выкладывание звуков – кружочков на металлофоне; исполнение на металлофоне подгруппой детей; индивидуальная работа.

Рекламное сообщение     

Музыкально-игровой кейс «Оркестр»

Цель: использования музыкального кейса в самостоятельной деятельности детей – это закрепление знаний о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра (народному, симфоническому). Расширение и закрепление знаний о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название). Умение воспринимать и узнавать звучание различных видов оркестра: народного, симфонического.

Содержимое кейса:

  1. Конверт интерактивных игр «Музыкальные инструменты»
  2. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный фонарик Оркестр».
  3. Конверт для диска «Музыкальные инструменты».
  4. Книжка загадок.
  5. Музыкально-дидактическая игра «Что лишнее».
  6. Музыкальное лото
  7. Музыкально-дидактическая игра «Расскажи обо мне»

Кармашки и конверты кейса наполняются содержанием в соответствии с решаемыми на занятиях задачами и индивидуальными особенностями дошкольников.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный фонарик Оркестр» (авторская) (с использованием музыкально-игрового  кейса)

Цель: прививать любовь к классической музыке, развивать музыкальные способности посредством ознакомления детей с симфоническим оркестром и оркестром русских народных инструментов.

Задачи:

  • узнавать и называть музыкальные инструменты
  • различать инструменты по видам оркестра (симфонический, народный)
  • классифицировать инструменты (струнные, духовые, клавишные, ударные)
  • способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости на произведения.

Ход игры.

На столе стоит музыкальный фонарик «Оркестр», в кармашках которого находятся с одной стороны карточки инструментов симфонического оркестра; с другой стороны карточки инструментов народного оркестра. Сверху – светодиодная подсветка.

1 – Знакомство с инструментами симфонического оркестра

I этап. Дети слушают звучание какого-либо инструмента, знакомятся с ним. Например: прозвучала скрипка – это струнный инструмент симфонического оркестра. Или: барабан – это ударный инструмент симфонического оркестра. Далее ребёнок берёт соответствующую карточку и вставляет в кармашек музыкального фонарика.

II этап. Детям предлагается прослушать музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра. Дети определяют и называют, в исполнении какого оркестра прозвучало музыкальное произведение. Определяют его классификацию – инструмент струнный (ударный, духовой, клавишный).

2 Знакомство с инструментами народного оркестра

Знакомство с инструментами народного оркестра проходит также как и с инструментами симфонического оркестра. Если дети отвечают правильно, «фонарик» загорается, если ошибаются – не горит.

Данная разработка актуальна с точки зрения развития музыкальной культуры дошкольников. Знания об особенностях каждого инструмента, умение узнавать и дифференцировать их на слух, помогут детям глубже разобраться в звучании симфонических и народных произведений, постичь их художественный смысл.

Литература:

  1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  2. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. /О.С.Боромыкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64 с.
  3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 1990

Участие – очное

Секция 2. «Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников»

 

 

[mailerlite_form form_id=2]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь