Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры

0
43

Ветренко Елена Петровна
Матусова Надежда Егоровна
Грецова Юлия Юрьевна
воспитатели
МБДОУ № 63 детский сад «Машенька»
Старооскольского городского округа

 

 

Проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей в настоящее время в нашем обществе стоит особенно остро. Специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе, и дошкольного возраста в сфере нравственного и духовного здоровья. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями взрослых и мистикой.

С чего начинается постижение добра? С любви к ближнему, с заботы об окружающей природе, с внимания к другу, с уважения к старшему. С раннего возраста человек должен учиться нравственности, воспитывать и развивать в себе добродетели. И в этот момент очень важную роль в жизни каждого малыша и становлении его личности играет взрослый, который всегда рядом и который всегда поможет и подскажет: мама или воспитатель.

Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, при формировании подлинно нравственных граждан.

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

доброта, воспитание доброты

И этого можно достигнуть силой православия, которая показывает нам приоритет духовных ценностей над материальными благами и назначение человека. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. И это должно стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

В целях воспитания духовно обогащенной личности в нашем детском саду ведется инновационная деятельность по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в рамках духовно-нравственного воспитании. Мы ставим перед собой следующие цели:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,
  • поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия, становлению
  • нравственно-духовных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников, а также формирования моральных качеств будущего гражданина России.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  • Приучать детей к этическим нормам поведения и к самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение
  • православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности…
  • Приобщить ребенка к истокам народной культуры через сопричастие к православным праздникам и восстановлением традиций русского народа.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление с основами православной педагогики.

Важнейшую роль в нравственно-духовном воспитании детей дошкольного возраста призван сыграть курс программы «Добрый мир», который для детей дошкольного возраста – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное с православным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.

добро, доброта

Основой содержания работы нравственно-духовного воспитания является народная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, — православный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как в семье, так и в детском саду через естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных сказок, игр, продуктивной художественной деятельности, праздников.

Очень важным условием реализации работы является готовность и желание педагогов: их профессиональная компетентность и высокий нравственно-духовный потенциал, включающей, в первую очередь, любовь к детям, поскольку высшие нравственные чувства развиваются благодаря любви к ближнему, являющейся необходимой духовной средой воспитания.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин, прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником воспитания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Работу в этом направлении нам помогают осуществлять родительские собрания, семинары-практикумы, «круглые столы», индивидуальные и групповые консультации.

В результате такой работы мы видим положительные изменения, произошедшие в развитии детей. Улучшилось отношение друг к другу, к детям, которые младше по возрасту. Дети научились сочувствовать обиженному и выражают несогласие с действиями обидчика, одобряют действия того, кто поступил справедливо. Проведенная работа помогла определить пути становления у детей представлений о православной культуре, истории и традиционной жизни русского народа, сформировался интерес к прошлому Руси.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь