Патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию совместной работы с семьёй по ознакомлению с родным краем

0
132

Макарова Марина Николаевна
Крынина Галина Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Земля наших прадедов и дедов – это наша история, наша культура, наша традиция, это наше наследие! Отчий край – маленькая родина, малая часть великой нашей Родины – России. Сохранить это наследие, передать новым поколениям – насущная и благородная задача ныне живущих людей.

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток и одна из трудностей современного патриотического воспитания, на наш взгляд, заключена именно в том, что это понятие требует очередного переосмысления. Появилась необходимость проводить работу не только с детьми, но и их родителями. [3, c. 63]

Рекламное сообщение

Несколько лет мы работаем над проблемой привития любви к родному краю через совместную работу с семьей. В своей практической деятельности мы опирались на труды таких авторов, как О. Князева и М. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Неоспоримый интерес вызывает книга Т.П. Беликовой, М.И. Емельяновой «Живые родники Староосколья».

Свою работу мы начинали с преобразования предметно-развивающей среды в группе. В нашем детском саду на протяжении многих лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через разные виды деятельности, осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды. В детском саду созданы условия для углубленного ознакомления детей с русским народным творчеством. Чтобы максимально приблизить, детей к русской культуре оборудована русская изба. В ней силами воспитателей, родителей собраны предметы старины и быта крестьян. У двери размещается русская печь, в ней чугунок, у печки ухват. В углу висит икона Божьей Матери, украшенная вышитым рушником. У стены кровать, оформленная в русском народном стиле: вышитые подзор и наволочки, лоскутное одеяло. На полочке деревянные ложки, скалка, утюг. На столе занял своё место самовар. Ждет своих рукодельниц прялка, сундук для вещей. Изба украшена расписными платками, домоткаными половиками.  Всё это помогает формировать и закреплять знания детей о прошлом родины, города, обогащает словарный запас с возрастными характеристиками, новыми понятиями прививает любовь к русской народной культуре. [1, c. 24]

Задачи патриотического воспитания старших дошкольников мы выделили следующие:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;
  • к природе родного края;
  • к культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви, уважение к своей нации

Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте, как нам кажется, является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего, матери. [2, c.51]

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача всегда решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня решается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число не полных и неблагополучных семей.

Именно в семье прививается ребенку любовь к матери, своему дому, близким и родным людям, а затем уже к своему двору, улице, на которой живет малыш. Но и это, не происходит само по себе. Если родители, гуляя с детьми на улице, восхищаются нарядными домами, ухоженными газонами, красотой окружающей природы, то можно рассчитывать на то, что и малыш полюбит окружающий мир. [1, c. 17]

Цель нашей работы заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, к его истории и культуре, к родному дому и семье.

Основные задачи для достижения данной цели:

  • сообщая детям знания, воспитывать у них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремления заботиться о них;
  • воспитание чувства любви к своему родному городу, восхищение его красотой; чувство гордости за свой город, интереса к его истории и стремления сделать свой край богаче и краше;
  • привитие воспитания, уважения к людям труда;
  • использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, стихи;
  • особое внимание уделять заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках.
  • познакомить детей с понятием «родословное древо».
  • познакомить детей с народными праздниками и традициями на краеведческой основе;
  • привлечение родителей к совместной работе.

Работая с детьми и их родителями, формирую у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это поможет детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи стараемся вместе с родителями. Например, проводили родительское собрание за круглым столом на тему: «Мой город – моя малая Родина» – где родители обсудили вопросы семейного воспитания и семейных традиций. К этому собранию дети и родители создали генеалогическое дерево семьи, а, так же, придумали герб своей семьи, что вызвало всеобщее восхищение и удивление.

Доброй традицией стало провождение совместных мероприятий с родителями таких, как: викторины: «Кто лучше знает свой город», «Путешествие по России»; спортивно – развлекательный праздник: «Мама, папа, я – спортивная семья»; вечер народных игр и забав: «Как играли наши дедушки и бабушки»; осенний праздник, «Мы трудились всей семьей», где прозвучали выученные детьми пословицы и поговорки о семье, родители принимали участие в конкурсах «Кто больше перенесет кабачков?», «Кто быстрее приготовит салат, порежет лук». А, так же, проводится вечер, посвященный Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, организовываем тематические выставки.

Очень большая работа проводится ко Дню Победы. Посещаем Аллею Славы, памятник маршала Жукова, где возлагаем цветы и дарим подарки ветеранам. Экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. В практику работы с родителями надежно вошла такая интересная форма, как защита семейных проектов. Дети получили, знания о городе и у них появилась желание сделать свой город еще красивее, еще чище. С этой целью вместе с семьей делают рисунки, проекты двориков, улиц, а затем приносят их в детский сад и защищают свои проекты дома, улицы и т.д. Приглашали для детей старшего возраста и их родителей представителей краеведческого музея, где научные сотрудники изложили в доступной для детей форме историю нашего города, показали историческую карту, исторические окрестности города.

Город у нас современный, разбит на микрорайоны, а раньше он делился на слободы (Ямскую, Пушкарскую, Ламскую, Ездоцкую, Казацкую и Стрелецкую). Это название существует и сейчас, но если детям раньше было не понятно значение этих слов, то теперь они знают их значение. Родителей заинтересовала эта лекция, и они организовали выездную экскурсию для своих детей. После этой экскурсии мы устроили фотосессию в группе «Самый красивый уголок родного города», а с ребятами были подготовлены рисунки на тему: «Город, который я люблю». В этом году запланировали посетить художественный музей и один из спектаклей драматического театра, а также подготовить рисунки на тему: «Работа моего папы и мамы» совместно с родителями.

Нам хотелось через эти формы донести до сознания родителей и их детей, что мы – носители русской народной культуры.

В результате проделанной работы по патриотическому воспитанию, у наших воспитанников стали более устойчивые представления по ознакомлению с родным краем. Надеемся, искорки добра, заложенные не только в душе детей, но и родителей, помогут и в дальнейшем формированию патриотических чувств.

Список литературы:

  1. Авдеева Е. В. Патриотическое воспитание старших дошкольников. – М., 2004. – с. 18-20.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод., пособие / Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 253 с.
  3. Князева О. Л., Маханёва М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург, – 1999. – 132., 135.
  4. Чечет В.В. Патриотическое воспитание в семье. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 144 с.
  5. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – М., 2000. – 96с

 

 

Материал из печатного сборника

Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания январь 2019

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь