Особенности игровой деятельности современных дошкольников

0
3339

 

Макарова Марина Николаевна
Крынина Галина Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

 

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории видного отечественного психолога, Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, планируя образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников.

Культурно-исторические изменения в обществе не могли не отразиться на детской игре. Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет произошли определённые изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными и не проанализированными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр. Игра, в силу её особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребёнка в обществе и специфику самого этого общества. [10, 27]

материалы в печатный сборник 

В последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности.

В сущности, игра не создает ничего нового. Она выступает как средство, облегчающее решение ребенком частных проблем, и тем самым способствует лишь реализации того, что уже имеется у ребенка.

Современные исследования детской игры весьма разнообразны по своей тематике. Однако в большинстве из них речь идёт о развитых формах ролевой игры. Общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия формирования и становления игровой деятельности и, следовательно, ведут к снижению уровня развития сюжетно-ролевой игры. Это, в свою очередь, неизбежно отражается на особенностях развития детей. [1, 69]

В сюжетно-ролевой игре выражается такое стремление ребёнка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребёнка. Этнографические исследования Д. Б. Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетной – ролевой игры. Стремление ребёнка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно – начиная с 3-4-летнего возраста, дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют. Эти факты позволили сделать Д. Б. Эльконину важный вывод: сюжетно-ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и по своей природе. Её возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врождённых инстинктивных сил, а с вполне определёнными условиями жизни ребёнка в обществе. Теории игры, видящие её источники во внутренних инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении сюжетно-ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры может пролить свет на её природу. [6, 18]

Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, и это удлинение происходило не путём «надстраивания» нового периода развития над уже имеющимися, а путём своеобразного «вклинивания» нового периода развития. Такой новый период, когда ребёнка ещё нельзя учить овладению орудий труда, и в то же время он уже сознательно живёт внутри общества и органически связан с ним, и стал периодом игры. Таким образом, вместе с возникновением сюжетно-ролевой игры, возникает и новый период в развитии ребёнка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом сюжетно-ролевой игры.

На сегодняшний день педагоги и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, учителя, шофера, повара), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что наши дошкольники все больше отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей, не имеют хороших образцов для подражания личных отношений между взрослыми людьми, чрезмерно много времени проводят у телевизора и мало общаются со сверстниками. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игр. [4, с. 34]

Появились попытки интеллектуализироватъ игру, превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные навыки. Само по себе любое занятие с ребенком полезно, однако нельзя, чтобы из детства исчезала игра. Необходимо предоставить дошкольнику все возможности для развития сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр. Поэтому родители могут не тратить время на поиски всевозможных развивающих дидактических игрушек. Важнее, чтобы ребенок получил все то, что необходимо для воспроизведения сюжетов при игре в магазин, почту, больницу, дом, гараж, парикмахерскую. Это – разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Детям необходимы мягкие игрушки, куклы.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении сюжетно-ролевой игры, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников. [8, с. 41]

Проанализировав литературу и наблюдая за играми дошкольников, разработали психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов.

  1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры, другими видами деятельности.
  2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  4. В руководстве детей большое место занимают косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
  5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому, планируя свой образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, мы старались не упускать этот вид деятельности дошкольников.

Список литературы:

  1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1989.
  2. Артемова Л. В. Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игр// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М, 1978.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 198
  4. Винникот Д. Игра и реальность. М., 2002.
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
  6. Выготский Л. С. Развитие игры в детском возрасте//Вопросы психологии. 199 № 6.
  7. Гаспарова Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста// Вопросы психологии. 1984. № 6
  8. Гударёва О.В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2003, №2. С.51-56
  9. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 199 С. 5—10.
  10. Менджерицкая Д. В. Игра// Дошкольная педагогика, 1986.
  11. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995г.

 

Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания январь 2019

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь