Болдырева Татьяна Юрьевна
Ремнёва Лариса Петровна
Пожидаева Екатерина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДО №28 «Ладушки»
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Перед педагогами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогатить знания и умения родителей по воспитанию детей;
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:
- Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй);
- использование видеозаписей наблюдений деятельности ребёнка, информационные стенгазеты;
- совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе преодолевать трудности учения);
- день открытых дверей (знакомит родителей с задачами, правилами и традициями ДОУ);
- «круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);
- Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, участниками которых являются дети, родители, педагоги);
- детско–родительские проекты (где дети не только открывают что – то новое, но и закрепляют свои знания);
- мастер–классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребёнок, родитель);
- собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей по обозначенной проблеме, путях и способах её решения);
- собрания – конкурсы (на которых родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
- собрания – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
- родительская конференция ( в них участвуют не только родители, но и общественность);
- тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы по данной теме интересующие родителей);
- клубы для родителей (данная форма общения предполагает установления между педагогами и родителями доверительных отношений);
- выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям успехи детей по освоению программы).
В заключении хочется отметить, что в соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования;
- Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- Вовлечь семьи в образовательную деятельность;
- Поддерживать образовательную инициативу семьи, что мы и пытаемся делать.
Таким образом, мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях.
Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.
Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список литературы:
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
- Березина В.А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. – СПб.:Каро, 2005.
- Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Сфера, 2002.
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011
Участие – очное
Секция 3. «Взаимодействие с семьёй посредством внедрения активных методов организации детской деятельности»
[mailerlite_form form_id=2]