Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения

0
3054

Беликова Нина Александровна
Тимченко Валентина Александровна
Харланова Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»

 

Обучение детей правилам дорожного движения, направления и методы работы по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей в соответствии с ФГОС ДО.

С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта на улицах нашего города. Глубокие знания Правил дорожного движения, и их безусловное выполнение являются гарантией безопасности водителей и пешеходов. Особое внимание к себе требуют дети. Анализ дорожно-транспортных происшествий с их участием показывает, что причинами трагедий являются невнимательность, безответственность взрослых. Как правило, малыши попадают в автоаварии, будучи вместе со своими родными или находясь формально под их присмотром. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, работой водителя.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным

В группах компенсирующей направленности приоритетно коррекционное направление работы, поэтому каждый выбранный метод должен нести коррекционную цель и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. Выбор метода зависит от приоритетного вида деятельности в данном возрасте.

  • Наглядный метод: наблюдение; демонстрация наглядных пособий; показ игрушек, показ картин, иллюстраций, фотографий, показ способов выполнения заданий.
  • Словесный метод: рассказ педагога, беседа, объяснение, пояснение, указание, вопросы к детям, чтение художественной литературы.
  • Игровой метод: дидактическая игра, воображенная ситуация в развернутом виде.
  • Практический метод: создание продуктов детской деятельности на определенную тему, создание проектов, опыт; упражнение: экспериментирование.

Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию безопасного поведения.

материалы в печатный сборник 

Наш коллектив детского сада проводит серьезную работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Педагоги нашего коллектива начали свою работу с составления перспективного плана по предупреждению дорожного травматизма, включив основные разделы:

  • Обучение детей правилам дорожного движения.
  • Работа детского сада и семьей по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

3.Организация предметно пространственной развивающей среды. Педагоги сделали разметку площадки для практического закрепления правил дорожного движения. В группах детского сада созданы уголки по безопасности движения. Здесь имеются макеты для игры с маленькими машинами, есть пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Наша улица», «За рулем», «По городу» и другие.

Особое место в работе детского сада по этой проблеме относится формирование у детей умения ориентироваться на улице, устойчивых привычек выполнения правил дорожного движения. Детей начинают с младшего возраста, знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения, учат их различать проезжую часть дороги, понимать знания зеленого и красного светофора, учат переходить улицу только в специальных местах. Эта работа продолжается в последующих возрастных группах.

В начале учебного года мы проводим экскурсии к проезжей части дороги. Организуя наблюдения за транспортом, они формируют у детей представления о правилах дорожного движения. Здесь обращаем внимание на двухсторонние, перед остановкой машины тормозят, замедляют движение, останавливаются. На вопрос воспитателя «почему машина затормозила?»- дети отвечали: «Здесь автобусная остановка».

Во время прогулок обращаем внимание малышей на движение пешеходов, транспорта. Дети называют цвета светофора, педагоги знакомят их со словами и понятиями: «тротуар», «шофер», «автомобили». Уточняются названия части автомобиля (кабина, колеса, двери, окна). Все эти знания закрепляются во время образовательной деятельности: на математике, физкультуре. В игре дети очень четко понимают, что играть на проезжей части дороги нельзя. Многократное повторение подвижных игр дает возможность ненавязчиво обучать детей элементарным правилам дорожного движения. На ООД по рисованию дети с удовольствием рисуют улицу, светофор, способом аппликации составляем коллективные композиции «машины на дороге». Свободное время рассматриваем иллюстрации, плакаты с изображением улиц и транспорта, пользуемся настольно-печатным материалом «светофор», «Стойте. Идите» и др.

В течение года дети учатся различать легковые и грузовые машины. С этой целью наблюдают за машиной, которая привозит продукты в детский сад. Проводятся целевые прогулки к автобусной остановке. Для детей старших и подготовительных групп ставятся задачи применять умения и знания на практике, продолжается знакомство детей с предупреждающими знаками («пешеходным переходом». «дети», «железнодорожный переезд») и запрещающими «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время игр с машинами ребята узнают предписывающие знаки «круговое движение». «движения только прямо», «автобусная остановка», «место стоянки» и так далее.

Мы часто используем для рассматривания плакаты серии «Правила дорожного движения». После этого проводим беседы на темы: «Наша улица», «О чем рассказывают знаки», «Машины на нашей улице» и диспуты «К беде расхлябанность ведет», «Не играй на мостовой»

В старших и подготовительных группах проводятся праздники «Зеленый светофор», игры – развлечения «Путешествие Незнайки по улице», викторины «Знаешь ли ты», дидактические игры «что изменилось», «сделай, как было»

После целевых прогулок мы рисуем на тему «Город, в котором мы живем». Составляем рассказы на тему «Дорога от детского сада домой».

Хорошим подспорьем в работе являются специально подобранная художественная литература, которая помогает решать задачи на выполнение правил поведения пешеходов на улице и в общественном транспорте. Правил организованности и дисциплинированности на дорогах города.

Большое место уделяется пропаганде знаний среди родителей по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. В этом вопросе педагоги стремятся сделать родителей своими первыми помощниками.

На групповых собраниях воспитатели знакомят родителей с программами по обучению детей Правилом дорожного движения, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице.

Так, шаг за шагом, проводя работу с детьми и их родителями, детский сад добивается того, что дети уходят в школу с хорошими, осознанными знаниями правил дорожного движения. Это радует не только педагогический коллектив детского сада.

Список литературы:

Л.А. Вдовиченко «ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правила дорожного движения.-СП б., «ДЕТТВО-ПРЕСС», 2008.

Э.Я. Степаненкова, и М.Ф. Филенко Дошкольникам о правилах дорожного движения. «Просвещение»,1978.

Т.А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8лет.-М.: ТЦ Сфера,2009.

 

 

Участие – очное

Секция 2. «Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельностидошкольников»

 

 

[mailerlite_form form_id=2]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь