Зубрилина Виктория Леонидовна
Яцуха Ирина Васильевна
Карпикова Светлана Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачёв
Доступно ли дошкольникам чувство патриотизма? Опыт работы в дошкольном заведении показывает, что да, доступно.
Дошкольникам доступно чувство любви к своей семье, к своему детскому саду, к природе, к родному городу. А значит, им доступно чувство патриотизма.
Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Современному обществу нужны уверенные в себе люди, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» как у отдельных людей, так и во взаимоотношениях между людьми в целом. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние года наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта. Молодое поколение плохо знает историю своей Родины,
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к своим родителям, родному дому, детскому саду, городу, уважения к историческому прошлому своего народа.
Наш детский сад понимает необходимость нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Современный мир агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на детскую психику малышей, их нравственность и духовный мир. К сожалению, материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки нередко имеют слабое представление о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Для более эффективной работы по патриотическому воспитанию дошкольников должны соблюдаться необходимые педагогические условия [1; 12]:
- Эвристическая среда в детском саду и семье, (характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребёнка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности)
- тесное сотрудничество с членами семьи (выражается в установлении доверительных контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого–педагогической информации, обучении их способам общения с ребёнком; Обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.)
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов, и детей, и родителей. Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы.)
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Для наполнения жизни дошколят яркими, интересными впечатлениями в Детском саду оформляются сменные мини экспозиции и выставки «Русская игрушка», «Народный костюм», «Символы России» и др.
В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы и методы нравственно – патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольников. К работе стараемся привлекать родителей. В нашем детском саду совместно с родителями проводятся праздники, экскурсии. Дети и родители участвуют в благотворительных акциях. Принимают участие во встречах с интересными людьми (например: ветераны Вов, специалистами Центра детского творчества), участвуют в конкурсах, выставках рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и совместно со взрослыми; регулярно организуются посиделки-чаепития, конкурсы чтецов. В группах оформляются патриотические уголки,
С родителями также проводятся родительские собрания на духовно-нравственные темы; анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; Родители всегда могут получить консультации на интересующие их темы. Воспитатели организовывают «круглые столы» для обмена опытом по духовному воспитанию в семье; выставки семейных работ к праздникам; индивидуальное собеседование;
Оптимальным для нравственного воспитания в Детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины», «День Матери»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Народные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. Праздники в нашем детском саду проводятся в форме увлекательного просмотра детьми театра, кукольного спектакля, игр, бесед, в котором и они принимают непосредственное участие и пр. Заканчиваются мероприятия, как правило, угощением – традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо.
В нашем детском саду дети и их родители чувствуют тепло и доброту. Дети знают, что детский сад – их второй дом, где их всегда ждут! А мы верим, что из наших детей вырастут достойные граждане. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и достижения ребенка.
Список литературы:
- Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности/авт. Сост. Н. М. Сертакова, Н.В. Кулдашова. Волгоград: Учитель,2015. 116
- Расскажем детям о Победе: методические рекомендации /авт. Сост. Е. П. Арнаутова, Т. А. Котова. – М. :ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 56 с. – (ФГОС ДО. Даты семейного календаря)