Батаговская Наталья Николаевна
Беляева Галина Викторовна
Малявина Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 27 «Березка»
Старооскольского городского округа
Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДИНОЙ
Дошкольная пора – это, казалось бы, время беззаботного детства. Однако, именно в это время, происходит осмысление ребенком впечатлений от окружающего его мира; осознание положительных и отрицательных сторон действительности; формирование самосознания.
Воспитание будущих граждан России, достойных патриотов своей страны, возможно лишь путем привития детям любви к своей семье, к родному краю и расширения представлений о России, как о родной стране. Вследствие чего формируется бережное отношение к природе и всему живому, развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.
Детский сад обогащает представления детей о Родине – стране, в которой родился человек. Этому способствует комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в детском саду, согласно которому расширяется кругозор воспитанников в рамках одной темы: «Моя семья», «Мой город. Моя малая родина – Белгородщина», «День народного единства», «Россия – Родина моя», «Русская народная культура и традиции» и другие.
Велика роль проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, помогающей всесторонне раскрыть тему исследования. Темы проектов: «Моя семья», «Оскольский край», «Родная Белгородчина», «Столица нашей Родины», «Красная книга России», «Все профессии важны», «Великая Победа» и другие. В рамках проектов проходят выставки детских творческих работ, изготовление лепбуков.
Ознакомление с Родиной происходит постепенно и последовательно. Сначала воспитанники знакомятся со своей малой Родиной – Белгородчиной. Дети выделяют город Старый Оскол, в котором родились и растут, из всех городов России, как родной и любимый. У воспитанников формируются представления о родном микрорайоне, они запоминают свой адрес. Затем происходит ознакомление с городом, в котором они живут. Дети послеживают взаимосвязь своего города с областным центром – городом Белгородом и с совокупностью городов в родной стране. Дошкольников познакомят с государственными символами России и своей малой Родины – Белгородчины. На занятиях по художественно-эстетическому развитию дети рисуют свою семью, лепят, делают аппликацию на тему: «Дома на нашей улице», «Мой детский сад», «Флаг России» и многое другое.
Далее происходит знакомство со столицей нашей Родины – городом Москвой. Кремлевские куранты на Спасской башне известны всем детям, ведь именно по ним сверяют время во всех уголках России. Воспитанники рассматривают башни Кремля, его достопримечательности – Царь-пушку и Царь-колокол. Особенно их удивляет, что из пушки никогда не стреляли, а колокол ни разу не звонил. Детей восхищает главная площадь столицы – Красная площадь. Узнав, что туристы со всего мира приезжают полюбоваться красотами Кремля, дети испытывают гордость за сердце России. На занятиях по художественно-эстетическому развитию дошкольники рисуют Спасскую башню Кремля, Царь-колокол и Царь-пушку.
Дошкольники знакомятся с культурным наследием своей страны, традициями и обычаями своего региона. Этому способствует организация досуговой деятельности и праздников в детском саду. Россия православная страна, с множеством соборов, храмов и церквей. Детей познакомят с православными праздниками. Они с удовольствием расписывают заготовки яиц к Пасхе, лепят блины из пластилина на Масленицу, расписывают силуэты посуды гжельской, хохломской, городецкой росписью. Расписывают силуэты игрушек по мотивам старооскольской и дымковской росписи.
В детском саду расширяют представления дошкольников о растениях и животных своего региона. Дети интересуются названиями животных и растений, занесенных в Красную книгу Белгородской области и России. С удовольствием рассматривают альбомы «Красная книга Белгородской области» и «Красная книга России». Формируется любовь к природе, желание о ней заботиться: помогать птицам пережить трудный зимний период, выращивать саженцы растений, поливать цветы на клумбе. Ежедневно познавая, дети делают выводы и находят закономерности предметов и явлений местности, в которой они живут. На занятиях по художественно-эстетическому развитию дошкольники изображают животных и птиц нашего края, птичью столовую, скворечники, растения на клумбе, в огороде, в парке, в лесу…
Поскольку ознакомление с Родиной начинается в семье, дошкольники интересуются профессиями своих родителей. С удовольствием рассказывают о работе своих родителей. Обмениваясь впечатлениями в содержательной беседе, дети расширяют представления о разнородных видах деятельности взрослых. Задумываются о выборе профессии уже в дошкольном образовательном учреждении. С удовольствием рисуют представителей разных профессий, лепят атрибуты профессий, конструируют здания.
Организация целевых экскурсий в школу, в музей, в библиотеку позволяют лучше понять потребности населения и способствуют развитию познавательной активности. Одновременно дети закрепляют правила безопасного поведения на улицах города. В самостоятельных сюжетно-ролевых играх дошкольники осваивают сложные взаимодействия людей в различных жизненных ситуациях: поездку на дачу, поход в магазин или парикмахерскую, болезнь одного из членов семьи. Отражают свои впечатления в изобразительной деятельности.
Как интересен и многолик мир, в котором живет человек. Однако, не стоит забывать, что процветание нашей страны, рост ее могущества и благосостояния стали возможны благодаря подвигу русских солдат в годы Великой Отечественной войны. Воспитанников знакомят с днем начала войны 22 июня 1941 года, с великой Победой 9 мая 1945 года.
Особенно торжественно в детском саду проходит День освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков 5 февраля 1943 года. Дети активно принимают участие в оформлении стенда к этой дате – рисуют военную технику, символы мира и победы, ставят отпечатки своих рук, символизирующие о всеобщем желании победить совместными усилиями. Знакомятся с памятниками и мемориалами Старого Оскола, историей их возникновения. В нашем детском саду уже стало традицией проводить конкурс чтецов, приуроченный к этой дате. Дошкольники испытывают чувство гордости за Старый Оскол, которому присвоено звание «Город воинской славы» за мужество, стойкость и героизм, проявленные защитниками города. На занятиях по художественно-эстетическому развитию дети рисуют солдата на посту, пограничника с собакой, конструируют памятники и мемориалы нашего города, лепят и делают аппликацию военной техники.
В День защитника Отечества мальчики становятся как будто старше, расправляя гордо плечи. В этот день они получают поздравления от девочек из своей группы, от воспитателей и осознают, что они – будущие защитники Родины. На их плечи будет возложена почетная обязанность, охранять рубежи своей страны от врагов, защищая матерей, сестер и подруг. В дошкольном возрасте формируется уважение к противоположному полу, который является слабым и нуждается в защите.
Традиционно в детском саду проводятся музыкальные развлечения, приуроченные к дню знаний, к дню народного единства, к дню освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков, к дню Победы, к дню начала войны, к дню флага России и другие.
Благодаря патриотизму наших предков Россия выстояла в годы Великой Отечественной войны и преумножила свои богатства. От того, насколько преданными своей Родине вырастут наши дети, ответственны мы, взрослые люди. От нас зависит развитие у дошкольников желания трудиться в своей стране, беречь и приумножать ее богатства. Патриот своей страны – это великое будущее России.
Список литературы
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа/ Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2003
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край/ Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова. – М., Просвещение, 1990
- Дошкольное воспитание/Научно-методический журнал. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 1999
- Козлова Т.А, Куликова Т.И. Дошкольная педагогика/ Т.А. Козлова, Т.И. Куликова. – М.: Академия, 2006.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека/ В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990
УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ