ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

0
417

Колесникова Светлана Ивановна
Смотрова Галина Викторована
воспитатели
Мацневва Ольга Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистенок»
Старооскольского городского округа

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ТНР

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Щурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка – дошкольника.

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.

Рекламное сообщение

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.

В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит воспитание патриотизма, бережного отношения к природе, коллективизма, дружбы, товарищества, гуманного отношения к людям, культуры поведения, сознательной дисциплины, положительного отношения к труду, правовое воспитание и тесно взаимосвязано с эстетическим, экологическим и трудовым воспитанием.

Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ТНР – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Педагоги ДОУ в проектной деятельности решают следующие задачи:

  • формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы;
  • формирование понимания того, что на сложный вопрос нет простых ответов (особенно на вопросы социально-культурного характера);
  • формирование осознания необходимости исследования явления с разных сторон;
  • развитие активности и самостоятельности.

Работа над проектом в ДОУ проходит несколько этапов:

  • постановка цели;
  • поиск формы реализации проекта;
  • разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;
  • определение направлений поисковой и практической деятельности;
  • организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • работа над частями проекта, коррекция;
  • коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.

Основным направлением проектов по духовно –нравственному воспитанию» является формирование у детей навыков культуры поведения, посредством приобщения к народной традиции – «гостеприимство». Причиной для выбора темы послужило то, что в настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В своей группе мы попыталась создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала воспитанников через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и религиозных традициях. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.

Если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям Родного края, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма.

Таким образом, метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

  1. Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств / Натарова В.И. -Воронеж, 2005- 171 с.
  2. Артемов В.В. Страницы российской истории /Артемов В.В. М., 2005-123 с.
  3. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении / Смирнова О.Е. М., 2009-279 с.

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь