Брюханова Ирина Ивановна
Тимонова Лилиана Аликовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ
проект по экологическому воспитанию
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к ее ухудшению требует отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении ребят знакомим с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. В предметное окружение ребенка – дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Этот процесс, происходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку так же нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, критерием отбора понятий и экологического фактического материала в нашей работе являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная форма мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных к возрасту сведения о природе.
В своей работе с детьми рассматриваем три раздела:
1.Аутэкология (цель: проследить взаимодействие и условия жизни растений и животных со средой обитания по средствам адаптации к определенным условиям жизни).
2.Биоэкология (цель: усвоение словесных знаний о жизни, какой-либо популяции через логическое мышление и ранее приобретенные знания).
3.Синэкология (цель: рассматривание жизни растений и животных в сообществе).
Задачи:
- Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе.
- Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения.
- Помочь детям освоить умения и навыки по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.
- Воспитания у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью.
- Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями животными, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.
- Укрепление познавательного интереса, любви к природе.
Были определены основные принципы, которые легли в основу работы.
- Принцип научности. На доступном дошкольнике уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности.
- Принцип систематичности. Весь познавательный материал соответствует особенностям развития дошкольников, выстроен логично последовательно.
- Принцип доступности. Опираясь на него, учитывается, что методы и принципы экологического воспитания дошкольников должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и использоваться по мере усложнения программы воспитания.
- Принцип прочности. Педагог стремится эффективно реализовывать требования выше перечисленных принципов, педагогически целесообразно четко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике в повседневной жизни.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой педагогического научного проекта.
В качестве методов и приемов обучения, с учетом возрастных особенностей детей будет целесообразно использовать:
- наблюдение;
- упражнение;
- дидактические игры;
- экскурсии;
- занятия.
В нашем проекте рассмотрены три раздела. Проект может быть использован любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей. Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах проекта.
Список литературы:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2009 г.
- «Дошкольная педагогика» Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада, Санкт-Петербург «детство-Пресс», 2009 г.
- А.И. Иванов «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва, 2005 г.