Экологическое воспитание

Малахова Любовь Николаевна
Суетина Любовь Родионовна
Фрезе Ирина Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 « Семицветик»
Старооскольский городской округ

МЕРОПРИЯТИЕ – «Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» – формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Берегите родную природу-
Эти реки, леса и поля
Потому что все эти просторы
Это наша родная земля…
(А.Чернов)

       Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и ему уделяется  все больше внимания. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.  Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Главный принцип в работе с родителями: не наставлять, а сотрудничать. Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности.

Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка. Поэтому родителям надо не навязывать готовую точку зрения, а придумывать такие формы, которые и вынуждали бы их думать, искать, делать собственные выводы. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Рекламное сообщение     

В работе с родителями в ДОУ используются такие формы работы  как:

  • – анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
  • – беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;
  • – совместные досуги, праздники, викторины и т. д.;
  • – участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д.;
  • – привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;
  • – выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижек;
  • – природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек и т.д.).
  • – разработка маршрута экологической тропы, оформление и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр на экологической тропе.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

Таким образом, взаимодействие детского сада семьёй по экологическому воспитанию можно осуществлять по разному. Важно только избегать формализма.  Конечно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в ДОУ, но и от реальной  жизненной обстановки.  Поэтому самое главное – личная убеждённость педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть образцом для подражания дошкольникам.

Деятельность по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у ребят ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь