Леденева Мария Александровна
Чичурко Светлана Ивановна,
Солдаткина Нина Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 52 «Ласточка»
Г. Старый Оскол
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и к своему народу, к своей земле, воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.Формирование представлений у детей дошкольного возраста об обычаях и традициях малой Родины через культурно – досуговые мероприятия является сложным педагогическим процессом.
В его основу положено развитие нравственных чувств, чувство любви и уважения к малой Родине. Все это формируется у детей с отношения к своей семье и к своим близким людям. Семья – это самый первый коллектив ребенка, в котором он чувствует себя равноправным членом, и где он вносит каждый день свой маленький вклад в семейное дело. Обучение будет намного эффективнее, если определить тесную связь между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.Вовлечение семей в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением просто необходим. Объясняется это особыми педагогическими возможностями, которыми обладает только семья и которые не заменит дошкольное учреждение.Всё это образует необходимые условия для воспитания высших нравственных чувств.
Чувства патриотизма формируются у человека в процессе всей жизни, находясь в рамках определенной социокультурной среды. С момента рождения люди постепенно, естественно и незаметно вживаются в окружающую их среду и культуру своей малой Родины, приспосабливаются к быту своего народа. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своему народу, культуре, к своей земле, естественной и привычной среды обитания человека.
Благодаря участию родителей, положительно зарекомендовали себя такие мероприятия как: “Дни открытых дверей”, спортивные и фольклорные праздники, совместные экскурсии по историческим местам, памятникам, музеям.Огромное значение в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции. С давних времен на Руси их уважали и с почтением праздновали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни. Необходимо чтить традиции своего народа и знать особенности культурной жизни наших предков.Народный праздник для ребенка – это большая, яркая и глубоко содержательная игра. И участвуя вместе с детьми в любимых народных праздниках, мы формируем у детей воздействие на их эмоциональный фон, оставляя в светлые воспоминания. [1]
Эффективное формирование представлений у детей дошкольного возраста об обычаях и традициях малой Родины происходит при условии, если оно естественно переплетается и связывается с детскими интересами и желаниями.Чувство любви и уважения к Родине формируется у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Эти корни, связывающие его с родным домом, ближайшими людьми и помогают ребенку стать патриотом своей малой Родины. Если в семье существуют свои особенности и традиции, такие как празднование вместе Нового года, дней рождения, подготовка подарков членам семьи, совместные поездки на отдых; все это естественным образом войдет в социальный опыт ребенка, и станет самым приятным и дорогим воспоминанием, которое он захочет переживать снова и снова.
Для дошкольников свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому знакомясь с народной культурой рекомендуется использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы: национальные костюмы, предметы быта. Занятия, которые проводятся в условиях музейной среды, вырабатывают у детей потребность в ознакомлении с культурным наследием, и уважение к разным культурам. В музее дети могут посмотреть на подлинные предметы народного быта, таким образом осуществляется прямой контакт с историческим прошлым.
Большое внимание в приобщении дошкольников к народной культуре уделяют народным праздникам. Праздники – это особо яркое событие в жизни каждого ребенка. Дошкольники познают историю и традиции народных и православных праздников,играют в народные игры, поют обрядовые песни,водят хороводы, распевают рождественские песни, участвуют в театрализованных постановках. Самые любимые праздники – Масленица и Пасха. Проходят они с весёлыми шутками, играми, пением закличек. На Пасху украшают яйца, пекут куличи, играют в народные игры. Не забывают и о летних праздниках: «Яблочный спас» и «Медовый спас». С давних времен на Руси люди могли усердно трудиться и весело праздновать. [2]
Более высокая степень художественного материала формируется в процессе организации музыкально-театрализованных представлений, в основе которых находятся традиционно-обрядовые праздники: «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки», «Мы за чаем не скучаем», «Праздник картошки», «Праздник огорода – явление древнее».Народные праздники – это средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, сплоченных совместными действиями, общими переживаниями. Дошкольники радуются не только празднику, но и подготовки к нему, в результате которого они познают музыкальные материалы, историю, обычаи, быт, костюмы, устное народное творчество.
В наше время образовалось много новых традиций и обычаев нашей малой Родины, таких как: празднование дня города, митинг посвященный Дню Победы, праздничный фейерверк, шествие “Бессмертный Полк”, праздник «Край хлебосольный». В селе Городище Белгородской области «Городищенский» хлеб стал брендом села, и стало традицией его празднование. Городище славится своим хлебом, Роговатое – катанка, Федосеевка – яблоками, Сорокино – родниками,Дмитриевка – картошкой. Картофель стал брендом села:картошка вареная, картошка печеная, со шкварками, оладьи, пирожки, драники и даже домашние чипсы, все блюда местные хозяюшки готовят из урожая с собственных огородов. Фестиваль картошки – еще и повод познакомить жителей с особенностями выращивания картофеля в этой полосе. Фестиваль картофеля на Дмитриевской земле сделали ежегодным.
Формируя любовь к обычаям и традициям малой Родины,связываем воспитательную работу с социальной жизнью и ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на их эмоциональную сферу. [3]
Список литературы.
- Виноградова А.М., Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. С.34-38.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В., Народные праздники в детском саду. М., 2006. С.89-91.
- Лунина Г. В., Воспитание детей на традициях русской культуры. М., 2005.С.18-20.