Бурцева Кристина Викторовна,
воспитатель
Жупикова Людмила Ивановна,
инструктор по физической культуре
Попова Светлана Игоревна,
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 41
«Семицветик» г. Старый Оскол
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
СЕКЦИЯ, направление работы – “Осуществление воспитательной работы на основе народной культуры.
Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки, которая применяет исторический опыт определенной народности. Она изучает взгляды прошлых поколений на вопросы воспитания подрастающего поколения. При этом уделяется значительное внимание семье, быту, своей народности и нации. Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, перевоспитание, самовоспитание, наставление, обучение, приучение). Ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, приемыш, сирота, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда). Функции воспитания ( подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, забота о здоровье, развитие ума, привитие любви к прекрасному). Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, перевоспитание, самовоспитание, наставление, обучение, приучение). Ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, приемыш, сирота, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда). Функции воспитания ( подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, забота о здоровье, развитие ума, привитие любви к прекрасному).
Кукла появилась с зарождением цивилизации. Кукла – знак человека, и его игровой образ – символ. Кукла отражает историю страны, народа. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.
ЦЕЛЬ:
- – ознакомление дошкольников с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций;
- – самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обучающимся возможности личностно саморазвиваться;
ЗАДАЧИ:
- – Развивать у учащихся творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
- – Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
- – Воспитывать у учащихся желание трудиться, создавая куклу, как подарок, сувенир, украшение интерьера.
Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних времен, как придумали её наши предки. Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки внучке. Кукла может о многом рассказать: о жизни наших далёких предков, об их быте, буднях, праздниках, обрядах, традициях. Народная кукла – это достоверная память народа. Исторический памятник – такой же, как сказки, предания, песни, былины.
В наш век больших городов и компьютерных технологий люди забывают о своих корнях, о своём прошлом. А ведь без прошлого не бывает и будущего. Я поставила перед собой цель доказать, что народная кукла – нужна в наше время не меньше, чем компьютер или планшет. В древности к куклам относились вполне серьезно. Они были основными оберегами, каждая выполняла свои «обязанности». В наш век куклы – это детские игрушки. Когда дети играют в куклы, они подражают взрослым: учатся ухаживать за малышами, решать конфликты, вести домашнее хозяйство. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, развивает воображение и фантазию. Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти, участвовала во всех праздниках. Большинство кукол на Руси были оберегами, но значительную их часть составляли обрядовые и игровые куклы. Сейчас у куклы основная функция – игровая.
Куклы символизируют то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
– Кукла «Ведучка» (Это мать и дитя, объединённые одной общей рукой. Мать держит ребёнка за руки, учит ходить, ведёт по жизни)
– Кукла «Убоженька» (Куколка без платьица, в одном платочке, в лохмотьях. Видно, случилось с ней несчастье. Так и хочется ей помочь, одеть, обогреть, пожалеть)
– Кукла «Семья» (Главным богатством русской семьи были дети. Поэтому у куколки их шестеро. Сейчас люди живут в больших городах, у всех есть компьютеры и планшеты. Люди стали забывать о своих корнях, о своём прошлом)…
- – Как жили русские люди?
- – Как они работали и как отдыхали?
- – Что их радовало, а что тревожило?
- – Какие они соблюдали обычаи?
- – Чем украшали свой быт?
- – О чём мечтали?
Все ответы на эти вопросы можно найти, изучая народную куклу. Если мы не только сохраним, но и дадим новую жизнь народной кукле – мы сохраним и нашу культуру.