Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

0
1610

Заренок Татьяна Владимировна
Ковалева Наталья Ивановна
воспитатели
Огурцова Ирина Александровна
старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 76 г. Белгород

 

 

Мы живем в современном мире, в мире технологий и инноваций. К всеобщему сожалению, гоняясь за инновациями, люди, перестали обращать внимание на окружающую их природу. Они забыли, что являются частью единой системы и не могут существовать друг без друга.

На сегодняшний день проблемы экологии стремительно набирают свою популярность. О них заговорили во всех сферах массовой информации.

По всей стране 2017 год был объявлен годом экологии. И в связи с этим в нашем регионе был разработан и утвержден план основных мероприятий по улучшению качества жизни населения и направленный на привлечение внимания к экологии родного края подрастающего поколения.

Важным направлением нашей работы является экологическое воспитание дошкольников, так как через экологическое образование решается задача региональной программы, а именно через экологическую грамотность у подрастающего поколения, формируется собственное убеждение, о необходимости бережно относится к окружающей жизни в целом.

Рекламное сообщение     

Для приобщения детей к экологической культуре педагоги дошкольных учреждений используют широкий спектр всевозможных методов и методик. Самые распространенные методы экологического воспитания – это методы наблюдения, беседы, экскурсии. Педагог сам выбирает, какими образовательными средствами он будет воздействовать на экологическую грамотность подрастающего поколения. Главное? чтобы методы воздействия оказались эффективными, и будущее поколение сумело почувствовать свою значимость для окружающей его природы и при необходимости защитить ее.

Экологическая грамотность в современных учреждениях может, осуществляется через разнообразные виды детской деятельности такие как: поисково-познавательная, опытно-эксперименталь­ная, моделирующая, игровая, социально-эмоциональная, природоохранная. И каждый вид детской деятельности имеет свои особенности и преимущество. Одним из важных компонентов экологического воспитания считается правильно подобранная предметно – пространственная среда, при создании которой мы учитываем, не только современные требования образовательной программы дошкольного учреждения, но желание и интересы наших малышей.

Придерживаясь всех требований на базе группы, создан уголок природы, где детям предлагается, соприкоснутся с многогранным миром природы, ежедневно взаимодействуя, ухаживая и заботясь о нем. Развивать экологический потенциал современного дошкольника невозможно без трудовой деятельности. Поэтому, участвуя в трудовой деятельности, дети получают представления о многообразии растительного и животного мира, о том, как растут и развиваются растения.

Осуществляя работу по реализации экологической культуры подрастающего поколения, нами был разработан краеведческий альбом, с помощью которого дошкольники могут обогащать свои знания в сфере разнообразного животного и растительного мира. Работая с таким альбомом, мы стремимся к тому, чтобы малыш закреплял уже полученные знания в окружающей его природе.

Создавая центр природы, мы подбираем красочный материал, оформляя его таким образом, чтобы воспитанники могли развивать любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук, а также внимание, мышление. Исходя, и с чего формировали и накапливали навык познавательно – исследовательской деятельности.

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми по экологии, была подобрана и реализована серия презентаций, помогающая воспитателю доступно донести до детей нужную и своевременную информацию. На такие темы как: «Ее величество Земля», «Вокруг нас», «Я полезным быть хочу».

Реализуя программу экологического образования, мы большое внимание уделили детской литературе, содержание которой направлено на экологическое воспитание юных дошкольников. Подбирая литературу о природе, мы используем все то, что рекомендовано программой детского сада – это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, К. Ушинского, М. Пришвина, и многие другие, глубоко воздействующие на чувства и эмоции детей.

В решении поставленных задач воспитания будущего поколения не маловажная роль принадлежит семье. Поэтому работа с родителями является исключительно важнейшим звеном в реализации экологического воспитания юного дошкольника, именно семья дает первый опыт общения с природой, показывая пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Как показывает практика, многие родители не совсем уделяют внимание экологическому воспитанию своего ребенка. Для этого мы стараемся проводить как можно больше просветительской работы направленной на повышении уровня экологической грамотности среди родителей. В информационных стендах размещаем консультации на такие темы как: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка», «Досуг в природе с ребенком», «Природа в жизни вашей семьи» и т.д. Проводим различные интеллектуально-творческие игры «В гармонии с окружающим миром», «Обо всем известном». Разрабатываем памятки правил «Запомни и не навреди». Приглашаем родителей на тематические собрания, где предлагаем игры соревнования «Окружающие тайны», «Войди в природу другом». Информируем родителей о ближайших субботниках и акциях. Вовлекаем их во всевозможные проекты, конкурсы, реализуемые как в группе, так и на базе дошкольного учреждения.

Большую часть наших проектов, мы направляем на улучшение и озеленение территории дошкольного учреждения, а также на изучение природы родного края, предлагаем, родителям принимать активное участие, в изготовлении ЛЭПБУКОВ. Данное направление вызывает у родителей любопытство и интерес. Создать красную книгу, это еще одно направление в работе с родителями, где мы планируем разместить исчезающие виды нашего региона.

Проектная деятельность в современном образовании является наиболее интересной и трудоемкой. В данном ключе нами разработаны и реализованы проекты: «Сохраним зеленый лес», «Речка, реченька, река», «Насекомые нашего региона», «Путешествие капельки», «Аптека под ногами», «Птицы родного края».

Работая с детьми нового поколения, педагогу не обходимо, отходить от старых стереотипов постоянно искать и находить новые формы получения знаний. На базе учреждения появилась уникальная возможность расширить познавательно исследовательскую деятельность дошкольника, погружая его в мир новых знаний и открытий. Проект по внедрении метеорологической станции совместно с руководством учреждения планируется осуществить и оборудовать на территории детского сада, где, специальное детское оборудование будет находиться в свободном доступе для малышей. Такой подход, позволит ребенку, повысить свой экологический потанцевал, и научит его, следить за состоянием погоды прогнозируя ее.

Никому не секрет, что только в детской деятельности ребенок приобретает необходимые знания и умения, задача взрослого поддержать его познавательную активность к окружающему его миру, не лишая его тем самым, сопереживать за будущее нашей планеты Земля.

Список литературы:

  1. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  2. Рыжова Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

 

Материал из печатного сборника
«Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.»

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь