Божкова Лариса Николаевна
Пяткова Ольга Михайловна
музыкальные руководители
Исакова Вероника Анатольевна
воспитатель
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийских педагогических чтениях «Поэзия и сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
секция 2. Ценность сказок А.С. Пушкина и их влияние на всестороннее развитие ребенка
Ведущий: – Здравствуйте, дорогие ребята. У меня в руках волшебная книга сказок А. С. Пушкина. Сейчас мы с вами отправимся в сказочную страну «Лукоморье», где ожидают нас испытания. Команды наши готовы?
Разрешите представить наших участников:
Команда «Черномор»!
Наш девиз: «Мудрость и ум в бороде ты храни!
И нас, Черномор, к победе веди!»
Команда «Кот Ученый»!
Наш девиз: «Вперед, Ученые Коты!
Трубой держите вы хвосты!»
1 ЗАДАНИЕ
«О какой сказке идет речь?»
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обеды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
(из «Сказки о золотом петушке»)
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
(из «Сказки о мертвой царевне»)
… И девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.
(из «Сказки о золотом петушке»)
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
(из «Сказки о мёртвой царевне»)
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю.
(из «Сказки о царе Салтане»)
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
(из «Сказки о царе Салтане»)
2 ЗАДАНИЕ «Отгадайте загадку, назовите из какой сказки персонаж»
– Зверёк орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
(Белка, «Сказка о царе Салтане»)
– Кому нужен червячок,
Что насажен на крючок?
(Рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
– Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу!
(Петушок, «Сказка о золотом петушке»)
– Много бед таят леса
Волк, медведь там и лиса
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
(Заяц, «Сказка о попе и работнике Балде»)
3 ЗАДАНИЕ: «Музыкальное»
- Музыкальный руководитель играет на металлофоне мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Ведущий: А теперь какая команда угадает, что за мелодия звучала? Какому сказочному персонажу принадлежит эта музыка? (Белка, «Сказка о царе Салтане»)
- Кто написал музыку «Полет шмеля»? (слушаем) Ответ: Н. А. Римский-Корсаков
- Звучит фрагмент «Царевна Лебедь». Кто этот сказочный персонаж? (Н. А. Римский-Корсаков «Царевна Лебедь»)
- Дети слушают фрагмент «Тридцать три богатыря», рассматривают иллюстрации. Вопрос: «Кого рисует нам эта музыка?» (Н. А. Римский-Корсаков «Тридцать три богатыря»)
Ведущий: Молодцы! Вставайте добрые молодцы, приглашайте красных девиц, поиграем в старинную русскую игру «Ручеек»!
Игра «Ручеек»
5 ЗАДАНИЕ: «Переведи»
Ведущий: Когда А. С. Пушкин писал свои сказки, то многие современные слова звучали по-другому. Назовите перевод этих старинных слов.
Изба – Дом
Очи – Глаза
Витязь – Солдат
Невод – Рыбацкая сеть
Сундук – Шкаф для одежды
Уста – Губы
Темница – Тюрьма
Рать – Армия, войско
Гонец – Посыльный, почтальон
-Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности? («Кири-ку-ку. Царствуй, Лежа на боку!»)
-Сколько желаний выполнила рыбка? (4)
-Сколько раз летал царь Гвидон к царю Салтану? (трижды)
-Как назывался остров, мимо которого проплавали корабельщики, направляясь в царство славного Салтана? (Буян)
-Под каким деревом жила белка, распевая «Во-саду ли, в огороде»? (ель)
В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона, когда тот посещал царство царя Салтана?
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЯ.