Развитие речи дошкольников, обучение их родному языку начинается с первых лет жизни ребенка. Однако при стихийном речевом развитии немногие дети достигают высокого речевого уровня. Только планомерное обучение поможет дошкольнику развить все стороны речи: лексическую, грамматическую, фонетическую.
Эксперты дошкольного образования издательства «Творческий центр Сфера» предлагают родителям и педагогам серию рабочих тетрадей по развитию речи детей. Автор пособий — доктор педагогических наук, профессор Оксана Семеновна Ушакова.
В возрасте 3–4 лет дети активно изучают все, что их окружает. У них уже есть некоторые знания о предметах и явлениях, они могут высказываться простыми предложениями и делать свои выводы. «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3–4 лет» поможет повторить знания, которые он получил ранее, и познакомиться с новыми словами. В тетради много рисунков, загадок, игр со словом и разных упражнений. Автор подчеркивает, что важно научить детей рассказывать, а для этого необходимо развивать у них навык связного выражения своих мыслей.
В возрасте 4–5 лет дети начинают употреблять в речи наречия, прилагательные и предлоги. Для детей средней группы подойдет пособие «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4–5 лет». Предлагаемая тетрадь поможет дошкольнику глубже освоить все стороны речи, введет его в мир новых слов.
В возрасте 5–6 лет дети уже формируют связные речевые конструкции, могут пересказать текст. Для развития речи в этом возрасте предлагаем пособие «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5–6 лет». Детям нужно уже не просто повторять или продолжать предложения за взрослыми. Теперь ребенку надо составить рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах.
В возрасте 6–7 лет дети употребляют слова разных частей речи, у них имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. В речи дети используют простые распространенные предложения. Для формирования образной и грамотной речи предлагаем пособие «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6–7 лет». Здесь уже детям нужно составить рассказы по картинкам «Как Еж попал в беду», «Как зверята пошли гулять», «Мишуткин день рождения».
Автор пособий Оксана Семеновна подчеркивает, что необходимо обратить внимание детей на картинки: они помогут детям находить правильные грамматические формы и называть точное слово, обозначающее предмет, его действия, признаки, качества, характеристики. После этого задайте ребенку вопросы. Выучите потешку, скороговорку, песенку, попросите ребенка повторить текст, через какое-то время повторите текст и снова рассмотрите картинки.
Многолетний опыт работы по пособиям Оксаны Семеновны Ушаковой показал, что разработанная методика повышает речевой и общий интеллектуальный уровень дошкольников. У детей развивается выразительная и грамотная речь.