Формирование представления детей о правилах безопасности во время проведения зимних игр

Умярова Ольга Николаевна,
Абдуллаева Ольга Валерьевна,
Батакина Вера Николаевна,
педагоги
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

НАЗВАНИЕ – Формирование представления детей о правилах безопасности во время проведения зимних игр (санки, лыжи, коньки)

СЕКЦИЯ – 12. «Воспитание здорового ребенка через формирование ответственного отношения к здоровью и безопасности жизнедеятельности»

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках и коньках, скатиться с горки на лыжах и ледянке, построить снежные башни и лабиринты. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые, и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила. Но самое важное в нашем случае эти знание правил детьми при зимних развлечениях и умение их применять.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей во время зимних игрдать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Мы ищем новые подходы к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников. Поэтому сегодня представлю вашему вниманию комплекс игровых мероприятий, направленных на формирование безопасного поведения детей дошкольников на улице в зимнее время года.

Рекламное сообщение     

Ситуации, при которых ребенку может угрожать опасность на улице в зимнее время года: падения; столкновения; гололед.

Виды детской деятельности, связанные с физической активностью детей, в которых требуется повышенное внимание к безопасности:

– Катание на коньках, лыжах, санках, ледянках, катание с горки на ватрушках.

– Подвижные игры на улице в зимнее время года или зимние забавы.

Мы предлагаем игровой курс подготовки детей старшего и подготовительного возраста к безопасной игровой деятельности зимой.    Дети 5 -7 лет наиболее подвижны и физически активны, а следовательно наиболее подвержены травмам. Так же  у  детей старшего дошкольного возраста  появляется чувство соревнований, азарта, более сильно развита личностно волевая сфера. Для них система безопасности может стать действительно  увлекательной, а главное осознанной  игрой. Дети старшего дошкольного возраста уже способны сами проявлять некую меру ответственности за свое поведение и пытаться осознанно обезопасить себя.

Подготовка  детей к зимним развлечения называется «Зимние забавы без травм»      

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста физические навыки и поведение способствующее безопасному зимнему досугу.

Содержание: готовим поэтапно.

  1. Мотивация. Цель:  создать у детей радостное настроение от ожидания предстоящей зимы и связанной с этим игровой деятельности. Формировать потребность детей следить за своей безопасностью.
  2. Теория. Цель: знакомство с зимними развлечениями и возможными опасными ситуациями. Здесь дети знакомятся с основными видами зимних забав и опасностью связанной с ними.
  3. Физичекие навыки. Цель: сформировать физические  навыки способствующие развитию ловкости, чувства равновесия, умению группироваться при падении, умению распознать опасную ситуацию.
  4. Закреплению полученных знаний.

Все мероприятия проводить в игровой форме.

Первое  мотивация  –  проводится в виде детской игры. Детям предлагается вступить в клуб спортсменов любителей, что бы подготовится к качественному времяпровождению зимой. Можно с детьми  изготовить эмблемы или  спортивные паспорта. Заинтересовать детей самостоятельным изготовлением паспорта Замысел идеи предполагает, что только самые внимательные и старательные дети получат в конце обучения паспорт, позволяющий им приступить к зимним развлечениям. Активируется ответственность детей и их внимательное отношение к своей безопасности.

На втором этапе дети вспоминают виды зимних развлечений.  Игра в снежки- все вместе  выясняем, что опасного в игре и решаем куда стараться попасть снежком в играющего(спина, руки, ноги). Детям предлагается создать круглый стол и решить какой самый опасный вид зимних забав: катание с горок на ватрушках, санках, ледянках, на ногах и  самим выявить возможные опасные ситуации связанные с катанием на горке. Данное мероприятие учит детей мыслить критически и системно, брать на себя ответственность, отстаивать свою точку зрения и самостоятельно делать выбор.

Третий этап непосредственно практический. Он состоит из рассматривания  спортивных атрибутов игр направленных на тренировку физических качеств.

Практические упражнения:

  1. «Снежки»

Игра в снежки  –   зимняя забава, которая может привести к повреждениям глаз. При игре в снежки нужно беречь от таких «снарядов» лицо. Задача взрослых убедить ребенка не бросать снежок в упор и не целиться в голову.

Цель игры: убедить ребенка не бросать снежки в лицо или в голову, научить ребенка уворачиваться от снежка с том случае, если он летит ему в голову, научить детей  безопасно бросать снежок.

Оборудование: снежки из тканевых комочков.

Ход игры: дети встают в произвольном расположении по залу. Начинают имитировать игру в снежки. При этом они должны обязательно соблюдать озвученные правила безопасности. Нарушители садятся на скамейку и в их спортивные паспорта заносится пометка о том что они не справились с заданием.

  1. «Гололед»

Во время перемещения по скользкой улице не надо спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги; если нужно осмотреться, не стоит этою делать на ходу – лучше остановиться. Ноги должны быть слегка расслаблены и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать по привычке руки в карманах в гололед опасно: при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь.

Для отрабатывания навыка передвижения во время гололеда подходят игры на развитие равновесия и терпеливости.

Игра «Черепаха»                                                                                                     Цель игры: отработать навык медленной ходьбы. Ход игры. Детям предлагается соревновательное задание: кто позже всех доползет до старта. Такое упражнение создает у детей аналогию с медленным, осторожным передвижением по скользкой поверхности.

Игра «Кто дольше на простоит одной ноге».                                                              

Формирование навыка умения падать. По свидетельствам травматологов, большинство травм в бытовых ситуациях (на скользкой улице, на лестнице) происходит из-за неумения падать.
Первое правило, которое должен усвоить ребенок – при падении нужно оказаться как можно ближе к земле: в критической ситуации нужно постараться быстро присесть, тогда расстояние до земли сократится. Второе правило: падая, нужно правильно группироваться; не выставлять вперед руку (это верный перелом), а собраться, свернуться калачиком, стать похожим на колобок. Навыки группирования и падения отрабатываются на матах.

Игра «Морская звезда танцует»                                                                                        Цель игры: отработать разные виды группирования в положении лежа. Ход игры. Дети лежат на матах, имитируя морских звезд. По команде педагога дети принимают нужное положение группировки из положения лежа. Упражнение выполняется под музыку. Движения группировки заучиваются в танец.

Заключительное мероприятие  проводится в виде игры-экзамена. Игра направлена на закрепление у детей полученных знаний и навыков во время игрового курса. По окончанию экзамена выдается удостоверение, свидетельствующее о прохождении курса спортсмена-любителя, готового к зимним развлечениям.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь