Мастер – класс «Использование метода «синквейн»

0
622

Мастер – класс «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Иванова Людмила Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с «Золотая рыбка» с. Печерск
Смоленского района Смоленской области

 

Цель: дать представление об инновационном методе развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного  и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

 

План проведения мастер-класса

  1. I.      Теоретическая часть:
  • —Что такое «Синквейн».
  • —Актуальность «Синквейна»;
  • —Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.
  1. II.      Практическая часть:
  • —Совместная работа с педагогами с показом  на экране.
  • —Обсуждение полученных результатов.

III.     Подведение итогов.

Добрый день уважаемое жюри, коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

Рекламное сообщение

1 слайд

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.
Развивает, обогащает, уточняет.
Помогает учиться.
Метод.

Это синквейн. И я вам предлагаю поиграть в синквейн, как в детстве. Для этого я приглашаю сидящих на первом ряду коллег.

На листе заготовлены вопросы. Каждый игрок пишет, любой ответ, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него и по очереди зачитывают.

Вопросы, которые предварительно написанные на листочке.

  • – Кто?
  • – С кем?
  • — Где?
  • — Когда?
  • — Что делали?
  • — Что им сказали?
  • — Чем все закончилось?

(зачитывается «чепуха» которая получилась в процессе игры).

Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.

  1. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с методикой синквейн. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

2 слайд

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что прежде всего:

  • – открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;
  • – способствует обогащению и актуализации словаря;
  • – является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
  • – носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • – используется  для закрепления изученной темы;
  • – является игровым приемом;
  • – составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

3 слайд

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом?

– С детьми старшего возраста.

4 слайд

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Синквейн – нерифмованная  пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений,  изданное в 1914 году.

5 слайд

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

  1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?);
  2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?);
  3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?);
  4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного  синквейна, и вы легко запомните это правило.  Давайте поговорим о личном. Что волнует каждую женщину? Фигура, вес……

(тему и ответы записываю на доске)

Зачитываю весь сиквейн.

  1. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах.

(Приглашаю 6 человек за столы). Я вам предлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.

Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас – уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны.

А наше компетентное жюри составит загадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.

Я надеюсь, наши коллеги готовы. Пожалуйста, проходите.

Давайте поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.

Все синквейны зачитываются.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.

Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс».

( на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод  поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми.  Итак, дерзайте,  уважаемые педагоги. Успехов  в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем  с Вами не одного поэта.

Спасибо за внимание!

 

Материал представлен на конкурс “Веселая логика”

 

Скачать (PPTX, 1.94MB)

 

Памятка  по составлению синквейна

 

Скачать (DOCX, 200KB)

 

 

 

Понравилась конкурсная работа?

На забудьте нажать кнопочки соцсетей

и оставить комментарий!!!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь