Власенко Татьяна Александровна
Петренко Ольга Николаевна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7
г. Шебекино, Белгородская область»
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ И «РАССКАЗЫВАНИЯ» РУКАМИ
мастер-класс для педагогов и родителей
Педагоги и родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, фонематический слух, словарный запас, связная речь, а также закрепляется произношение звуков в слогах, словах и фразовой речи, развивается умение управлять голосом (тихо, громко), мимической мускулатурой и интонационной выразительностью речи, вырабатываются артистические способности, формируется культурный уровень маленького человека. Кстати, самый благоприятный возраст для заучивания стихов у ребёнка 5-6 лет. Но иногда тяжело некоторым детям дается заучивание стихотворений.
Существует много способов и методик заучивания стихов.
Жесты и мимика.
Немало важную роль играют во время чтения стихотворения жесты, мимика. Для их отработки можно предложить детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами.
Воспитатель, родитель читает стихотворение, а ребенок «рассказывает его руками».
Особенно точные и очень выразительные жесты находят дошкольники во время чтения русских народных потешек и песенок.
Детям 5-6-летнего возраста, предлагая стихи для заучивания, необходимо давать право выбора, учитывать их интересы и возможности.
Для того чтобы стихи не забывались, их необходимо читать как можно чаще: в индивидуальной работе с детьми, на прогулках, на праздниках, вечерах отдыха, коротких минутках поэзии, на семейных праздниках и т. д.
Я хочу предложить для заучивания стихотворений использование схематичного изображения предметов и действий, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания окружающего мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Предлагаю поэтапное заучивание стихотворения:
- Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. А если педагог или родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.
- Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения, используя при этом предметы или картинки.
- После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.
- После повторного прочтения покажите портрет поэта, расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
- Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.
- Проведите беседу по содержанию стихотворения.
- Затем прочтите стихотворение еще раз.
- Теперь вместе с детьми нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения.
И после этого можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите детей, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте ребенка на заучивание и выразительное чтение.
Воспитатель на примере стихотворения В. Семернина «Дождь по улице идет» рассказывает и показывает, как научить ребенка заучивать стихи с использованием мнемосхем. Педагоги и родители делятся на две подгруппы и составляют схемы по предложенным воспитателям стихотворениям.
Замечательный поэт В. Семернин очень любил осень, он часто гулял по осеннему городу, любовался листопадом, слушал шум дождя и однажды придумал такое стихотворение:
«Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе,
Наступила осень»
– Понравилось вам стихотворение? – Чтобы нам быстрее его выучить, давайте позовём сюда наших помощников – «Карандашик» и «Волшебный домик».
«Дети» садятся на стульчики. Проводится беседа по содержанию стихотворения с заполнением мнемотаблицы.
– Про какое осеннее явление говорится в этом стихотворении? – Что делает дождь в стихотворении? (Дождь по улице идёт)
– А что ещё может делать дождь? (дождь капает, моросит, стучит, поливает, льёт)
Воспитатель дорисовывает капельки за каждое слово.
– Каким становится всё вокруг после дождя? (мокрым, сырым, влажным)
– Что стало мокрым в стихотворении? Как мы можем это изобразить? (лужи на дороге)
– Если мы сидим дома, то, как мы узнаём, что на улице идёт дождь?
– Что услышат наши ушки? Что увидят наши глазки?
– Что увидел автор стихотворения? (капли на стекле)
– Что почувствовал автор стихотворения? (солнышко даёт немного тепла)
– Каким словом можно заменить слово «немного»? (мало, чуть – чуть)
Проводится игровое упражнение: «Один и много» (используются слова из стихотворения)
Воспитатель: одна дорога
«Дети» отвечают: много дорог, одна лужа – много луж, одна туча – много туч, одна улица – много улиц, одна капля – много капель, один зонт – много зонтов, один гриб – много грибов.
– Какое сравнение можно найти в стихотворении? (грибы и люди с зонтиками).
– А сейчас будьте внимательными! Про какие грибы говорит автор стихотворения, выберите правильное слово: съедобные, несъедобные, осенние, летние.
– Молодцы, вы очень внимательные!
– Почему автору захотелось написать такое стихотворение? (потому что наступила осень; это любимое его время года; потому что осенью красиво, даже если идет дождь; любил ходить в дождь под зонтиком; любил смотреть на стекающие капли)
Включается запись со звуками дождя, «дети» переходят в центр группы, воспитатель раскрывает зонтик над головами детей.
– Каким бывает дождь? (ответы «детей»: холодный, тёплый, мелкий, крупный, сильный, проливной, обложной, осенний).
Воспитатель предлагает последовательно разложить картинки и рассказать стихотворение поэта.
Примечание: Для усложнения задания проводится упражнение: «Расскажи громко, расскажи тихо». «Дети» раскладывают на ковре в нужном порядке листочки с картинками и совместно с воспитателем рассказывают стихотворение с различной силой голоса, обращая внимание на движение листочка в руках воспитателя (если листочек летит вверх – громко, если вниз – тихо).
– Стихи можно рассказывать по-разному. Предлагаю вам выбрать тучку – маску и рассказать стихотворение выразительно, с разными эмоциями – грустно, весело, спокойно, сердито.
Примечание: Одна туча без обозначения эмоции – ребёнку необходимо рассказывая стихотворение, самостоятельно выбрать эмоцию.
Проводится игровое упражнение: «Я – тучка» Воспитатель и «дети» встают в круг. В середину круга становится «ребёнок» в маске. Он должен назвать эмоцию, изображённую на тучке.
Все «дети» идут по кругу, взявшись за руки, и говорят: «Сердитая (весёлая, грустная, задумчивая, удивленная и т.д.) туча по небу проплывала, капли она на землю бросала, вот что она нам всем рассказала»
«Ребёнок» рассказывает эмоционально стихотворение, после чего, воспитатель предлагает дать оценку, похлопав в ладоши (чем лучше рассказано стихотворение, тем громче «ребята» хлопают в ладоши).
– Вот как здорово у вас получилось рассказывать наше новое стихотворение!
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ