Заучивание стихотворений с использованием метода моделирования и «рассказывания» руками

0
5971

Власенко Татьяна Александровна
Петренко Ольга Николаевна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7
г. Шебекино, Белгородская область»

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ И «РАССКАЗЫВАНИЯ» РУКАМИ
мастер-класс для педагогов и родителей

Педагоги и родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, фонематический слух, словарный запас, связная речь, а также закрепляется произношение звуков в слогах, словах и фразовой речи, развивается умение управлять голосом (тихо, громко), мимической мускулатурой и интонационной выразительностью речи, вырабатываются артистические способности, формируется культурный уровень маленького человека. Кстати, самый благоприятный возраст для заучивания стихов у ребёнка 5-6 лет. Но иногда тяжело некоторым детям дается заучивание стихотворений.

материалы в печатный сборник 

Существует много способов и методик заучивания стихов.

Жесты и мимика.

Немало важную роль играют во время чтения стихотворения жесты, мимика. Для их отработки можно предложить детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами.

Воспитатель, родитель читает стихотворение, а ребенок «рассказывает его руками».

Особенно точные и очень выразительные жесты находят дошкольники во время чтения русских народных потешек и песенок.

Детям 5-6-летнего возраста, предлагая стихи для заучивания, необходимо давать право выбора, учитывать их интересы и возможности.

Для того чтобы стихи не забывались, их необходимо читать как можно чаще: в индивидуальной работе с детьми, на прогулках, на праздниках, вечерах отдыха, коротких минутках поэзии, на семейных праздниках и т. д.

Я хочу предложить для заучивания стихотворений использование схематичного изображения предметов и действий, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания окружающего мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

Предлагаю поэтапное заучивание стихотворения:

  1. Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. А если педагог или родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.
  2. Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения, используя при этом предметы или картинки.
  3. После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.
  4. После повторного прочтения покажите портрет поэта, расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
  5. Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.
  6. Проведите беседу по содержанию стихотворения.
  7. Затем прочтите стихотворение еще раз.
  8. Теперь вместе с детьми нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения.

И после этого можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите детей, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте ребенка на заучивание и выразительное чтение.

Воспитатель на примере стихотворения В. Семернина «Дождь по улице идет» рассказывает и показывает, как научить ребенка заучивать стихи с использованием мнемосхем. Педагоги и родители делятся на две подгруппы и составляют схемы по предложенным воспитателям стихотворениям.

Замечательный поэт В. Семернин очень любил осень, он часто гулял по осеннему городу, любовался листопадом, слушал шум дождя и однажды придумал такое стихотворение:

«Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе,
Наступила осень»

– Понравилось вам стихотворение? – Чтобы нам быстрее его выучить, давайте позовём сюда наших помощников – «Карандашик» и «Волшебный домик».

«Дети» садятся на стульчики. Проводится беседа по содержанию стихотворения с заполнением мнемотаблицы.

– Про какое осеннее явление говорится в этом стихотворении? – Что делает дождь в стихотворении? (Дождь по улице идёт)

– А что ещё может делать дождь? (дождь капает, моросит, стучит, поливает, льёт)

Воспитатель дорисовывает капельки за каждое слово.

– Каким становится всё вокруг после дождя? (мокрым, сырым, влажным)

– Что стало мокрым в стихотворении? Как мы можем это изобразить? (лужи на дороге)

– Если мы сидим дома, то, как мы узнаём, что на улице идёт дождь?

– Что услышат наши ушки? Что увидят наши глазки?

– Что увидел автор стихотворения? (капли на стекле)

– Что почувствовал автор стихотворения? (солнышко даёт немного тепла)

– Каким словом можно заменить слово «немного»? (мало, чуть – чуть)

Проводится игровое упражнение: «Один и много» (используются слова из стихотворения)

Воспитатель: одна дорога

«Дети» отвечают: много дорог, одна лужа – много луж, одна туча – много туч, одна улица – много улиц, одна капля – много капель, один зонт – много зонтов, один гриб – много грибов.

– Какое сравнение можно найти в стихотворении? (грибы и люди с зонтиками).

– А сейчас будьте внимательными! Про какие грибы говорит автор стихотворения, выберите правильное слово: съедобные, несъедобные, осенние, летние.

– Молодцы, вы очень внимательные!

– Почему автору захотелось написать такое стихотворение? (потому что наступила осень; это любимое его время года; потому что осенью красиво, даже если идет дождь; любил ходить в дождь под зонтиком; любил смотреть на стекающие капли)

Включается запись со звуками дождя, «дети» переходят в центр группы, воспитатель раскрывает зонтик над головами детей.

– Каким бывает дождь? (ответы «детей»: холодный, тёплый, мелкий, крупный, сильный, проливной, обложной, осенний).

Воспитатель предлагает последовательно разложить картинки и рассказать стихотворение поэта.

Примечание: Для усложнения задания проводится упражнение: «Расскажи громко, расскажи тихо». «Дети» раскладывают на ковре в нужном порядке листочки с картинками и совместно с воспитателем рассказывают стихотворение с различной силой голоса, обращая внимание на движение листочка в руках воспитателя (если листочек летит вверх – громко, если вниз – тихо).

– Стихи можно рассказывать по-разному. Предлагаю вам выбрать тучку – маску и рассказать стихотворение выразительно, с разными эмоциями – грустно, весело, спокойно, сердито.

Примечание: Одна туча без обозначения эмоции – ребёнку необходимо рассказывая стихотворение, самостоятельно выбрать эмоцию.

Проводится игровое упражнение: «Я – тучка» Воспитатель и «дети» встают в круг. В середину круга становится «ребёнок» в маске. Он должен назвать эмоцию, изображённую на тучке.

Все «дети» идут по кругу, взявшись за руки, и говорят: «Сердитая (весёлая, грустная, задумчивая, удивленная и т.д.) туча по небу проплывала, капли она на землю бросала, вот что она нам всем рассказала»

«Ребёнок» рассказывает эмоционально стихотворение, после чего, воспитатель предлагает дать оценку, похлопав в ладоши (чем лучше рассказано стихотворение, тем громче «ребята» хлопают в ладоши).

– Вот как здорово у вас получилось рассказывать наше новое стихотворение!

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь