Овчинникова Алиса Александровна
Шуваева Елена Викторовна
Кулешова Елена Николаевна
воспитатели
МАДОУ ДС №69 “Ладушки”
Старооскольского городского округа
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОО
Работа по здоровьесбережению в ДОО может осуществляться по различным направлениям, одно из них – интеграция физкультурно – оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности взрослых и детей.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в трудах многих исследователей. В работах С.А Терновской, и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах Л.А Теплякова. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.
В результате интеграции возникают интегрированные программы:
- на основе нескольких образовательных областей на равнодолевых условиях;
- на базе одной образовательной области;
- при сочетании различных, но близких образовательных областей;
- на основе близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других;
- с тематической интеграцией (каждая последующая тема логически строится из предыдущей);
- где знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы;
- где общая проблема (чаще социально значимая) объединяет различные образовательные области и занятия.
Характеристика интегрированного занятия
- Определено основание для интеграции (выделена проблема, или объект, или способ познания).
- Интегрировано содержание (знания, умения, ценностные отношения, ценностные ориентации на основе разных форм постижения действительности).
- Выбрана адекватная содержанию форма занятия (совместная деятельность педагога и ребенка, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и прочее).
Для интеграции в дошкольном образовании уместно брать за основу близость содержания ведущих тем разных образовательных областей и их логическую взаимосвязь (интегративно-тематический подход); интегрированные занятия и другие формы совместной деятельности взрослого и ребенка (экскурсии, конференции, фестивали, конкурсы, клубы, студии, кружки, игры и прочее). Стремиться сочетать темы, тематическое содержание, педагогические методы и приемы. Интегрированные дни (на протяжении всего дня проводятся серии занятий и других форм совместной деятельности с детьми, объединенных общей идеей или проблемой) и т.п.
Для достижения целей здоровьесберегающей деятельности в условиях ДОО необходимо определить основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное и интегрированное использование этих средств позволяет качественно использовать здоровьесберегающие подходы в воспитательно-образовательном процессе.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию здоровьесберегающих подходов. Это движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающей деятельности. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников). Возможно привнесение в жизнь ДОО новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесбережения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное, комплексное и интегративное применение. Интегрирование должно быть включено во все виды деятельности ребенка, в совместную деятельность взрослых и детей (в виде образовательной деятельности с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через интеграцию здоровьеразвивающего процесса обучения и развития в работе с семьей и представителями социума с целью пропаганды здорового образа жизни.
Вся интегративная деятельность в ДОО – это деятельность взрослых по отношению к детям или их совместная деятельность, организованная взрослыми. К их числу принадлежат непосредственно воспитатели, педагоги дополнительных услуг (музыкальный руководитель, психолог и др.) и другие работники ДОО, родители воспитанников, а также, представители социума – социальные партнёры (представители школ, поликлиник, спортивных секций и др.).
Реализация модели формирования здоровья детей в ДОО обеспечивается: направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование; комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года; созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ; формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства, пишет В.В. Зеньковский.
Из этого следует, что включение родителей и социальных партнёров в работу детского сада по здоровьесбережению превращает традиционные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО (походы, спортивные досуги, спортивные развлечения, беседы по валеологии, закаливание, спортивные праздники, соревнования.) в незабываемые приключения и драгоценный опыт для детей дошкольного возраста, а кроме того, имеет значение для повышения качества дошкольного образования и успешной социализации воспитанников.
Такая интеграция помогает детям понять социальную значимость своей деятельности, родителям воспитанников и понять значение работы по здоровьесбережению, педагогам помогает увидеть перспективы дальнейшей работы, что обеспечивает преемственность с другими социальными институтами и внедряет ДОО в общее педагогическое и социальное пространство.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ