Косилова Людмила Георгиевна
Панкратова Наталья Ивановна
воспитатели
Яровая Наталья Николаевна
музыкальный руководитель
МАОУ «Образовательный комплекс
«Лицей №3» имени С.П. Угаровой»
ОД ДС «Теремок» г. Старый Оскол
Материал предоставлен на Всероссийскую научно-практическую конференцию
«Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей
через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
В России с древности существовали определенные взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений. Народ сложил свою систему знаний, которую современная наука объединяет термином этнопедагогика.
Этнопедагогика – это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса, она соединяет социальные и педагогические процессы, взаимосвязи педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания.
Основная цель это воспитательный процесс – предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия с детьми, как вид деятельности взрослых по воспитанию дошкольников.
Этнопедагогика имеет свои специфические методы и приемы.
Основными средствами этнопедагогики является устное народное творчество: стихи, сказки; народные песни; хороводы; танцы; игры.
Устное народное творчество, как элемент этнопедагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции:
- дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа; его традициях.
- православная культура помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю; вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;
- способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуру речи;
- сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.
В нашем образовательном учреждении большое внимание педагоги уделяют формированию и развитию народной культуре и народному творчеству. Кроме участия в народных православных праздниках: «Покров», «Рождество», «Пасха», «Троица», и знакомства детей с русскими календарными фольклорными праздниками: «Осенины», «Веснянки», «Катерина-санница», «Иван – Купала», дети вовлекаются в театрализованную деятельность: инсценировка русских народных песен, хороводов, сценок, театрализация сказок.
Для участия в муниципальном конкурсе «Сказочный экспресс» педагоги выбрали русскую народную сказку «Два жадных медвежонка». Сказка воспитывает у детей чувство дружбы, уважения ко взрослым и друг другу, развивает разговорную речь детей, воображение приобщает к публичному выступлению, обогащает словарный запас, и активизирует творческий потенциал. Все герои сказки одеты в русские народные костюмы, «Избушка» медвежат тоже оформлена в русском стиле.
Подготовка к театрализации сказки проходила в несколько этапов: знакомство с литературным произведением, анализ прослушанного, разучивание ролей, работа над интонацией, мизансценами, показ сказки для малышей, снятие видеоролика.
В конкурсе дети заняли второе призовое место. На репетициях дети учатся передавать характер сказочных героев: мама добрая, но строгая, медвежата капризные, неуступчивые, жадные, лиса хитрая. Сказочница говорит нараспев добрым голосом. В конце сказки медвежата становятся дружными и послушными, они возвращаются к своей маме, которую они не слушали и попали в беду.
Для формирования личности дошкольника народная сказка имеет колоссальное значение: театрализованная деятельность позволяет формировать у старших дошкольников опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или народная сказка всегда имеют нравственную направленность: воспитание доброты, дружбы, честности, смелости, взаимовыручки, уважения к труду.
Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Таким образом, элементы этнопедагогики – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами современного общества, его социализации. В задачу педагогов в контексте данной проблемы входит способность помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя русской этнической культуры, национальных традиций, обычаев.