Бурцева Кристина Викторовна
Добродомова Ольга Сергеевна
воспитатель
МБДОУ ДС №41 «Семицветик»
Г. Старый Оскол
Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней, а, следовательно, и в себе всего живого и прекрасного.
А.С. Арсеньев
Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Формирование экологической культуры является главной целью экологического образования, под которой понимается:
- – формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы;
- – формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- – воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- – формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой).
Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях. В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.
К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель М.Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека». «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».
В своей работе мы используем интегрированный подход в обучении экологическому воспитанию, такой метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Наша главная задача заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.
Форма проведения такого подхода должна:
- – вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
- – стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);
- – повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Это могут быть:
- – учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;
- – наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;
- – игры: дидактические, словесные, подвижные.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес. Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
Какие результаты по экологическому воспитанию мы имеем:
Педагоги:
– ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей.
Дошкольники:
- – радуются встрече с природой;
- – по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами;
- – видят разнообразие природного мира;
- – признают ценность жизни;
- – имеют представления о правилах поведения в природе;
- – сформировано начало экологической культуры.
Родители:
– участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитание – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.