РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
1603

Дергун Татьяна Викторовна
Щедрина Ольга Дмитриевна
Шипилова Светлана Петровна
воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

СЕКЦИЯ – “Экологизация развивающей предметно-пространственной среды.”
МЕРОПРИЯТИЕ«Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» – формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

 

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды. Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития [1, с. 200].

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Главная цель – создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация положений нового направления об универсальности и самоценности природы [4, с. 87].

Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды учитывается соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. В дошкольном возрасте необходимо помочь детям, раскрыть свои внутренние потенциалы и возможности, ориентировать на развитие самостоятельности ребенка в познании природы и взаимодействие с живыми существами. Главная цель – формирование у ребенка устойчивого интереса к живой и неживой природе, усвоение элементарных экологических знаний, непосредственное практическое взаимодействие с растениями и животными. Воспитать любовь, бережное отношение к природе можно только тогда, когда ребенок непосредственно соприкасается с природой, общается с ней.

На территории нашего дошкольного учреждения разработан мини огород, цветники, центр экспериментирования, тропа здоровья, зеленая аптека, птичий городок, водоемы, метеоцентр, фруктовый сад, летний театр, фонтан, так как это хорошо способствует экологическому воспитанию дошкольников.

материалы в печатный сборник 

Содержание предметно-развивающей нашей группы оформлено в соответствии  возрасту детей, их личным интересам. В работе реализуются принцип индивидуального подхода, традиционные формы работы сочетаются с нетрадиционными, используются все виды детской деятельности (игровая, изобразительная, художественно-речевая, познавательная и др.). Предметно-развивающая среда по экологическому воспитанию дошкольников в нашей группе оснащена разными материалами:

  • комнатные растения и необходимые инструменты по уходу за ними;
  • календари природы (по времени года, месяцам, неделям);
  • дневник наблюдения за (растениями, природными явлениями);
  • настольно-печатные игры;
  • муляжи (фруктов, овощей, продуктов питания);
  • муляжи динозавров;
  • альбомы «Времена года»;
  • дидактические игры («Деревья», «Почемучка», «Сад и огород», «Чьи семена?» и др.);
  • коллекции (семян, камней, ракушек, шишек, каштанов, желудей, косточек, круп);
  • коллекции животных (домашних, диких, насекомых, птиц, морских и речных обитателей);
  • коллекции тканей (растительного, животного и искусственного происхождения);
  • гербарий хвойных и лиственных растений;
  • поделки и рисунки из природного материала;
  • художественная литература о природе («Что такое – Кто такой?», «Я познаю мир», «Тайны близкие и далекие», «Секреты и диковинки окружающего мира», и др.);
  • энциклопедии (Динозавры, Планета Земля, Атлас мира, Наука вокруг нас и др.);
  • мини – лаборатория (трубочки, емкости, лупа, весы, песочные часы, соль, ракушки, семена растений, крупы, мелки др.).

Предметно-пространственная развивающая среда по экологическому воспитанию становится основой для организации увлекательной и разностороннего развития каждого дошкольника, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В целом в экологическом обучении наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Таким образом, эколого-развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности. Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять экологическое образование дошкольников[4, с. 87].

 

Список литературы

  1. Воронкова О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство» Детство- Пресс» 2004 г.
  2. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы [Текст]: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Мн.: УП «Технопринт», 2005. – 200 с.
  3. Машкова С. В., Суздалева Г. Н «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе». Издательство «Учитель» 2012 г.
  4. Николаева С.Н. « Методика экологического воспитания в детском саду»,2002г.
  5. Саченко, А. И. Читаем детям: хрестоматия: пособие для педагогов учреждения дошк. образования. В 3т. Т.3. От 5 до 7 лет. В 2 кн. Кн. 2 / сост. А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск: Экоперспектива, 2015. – 356 с.
  6. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск: Нар.асвета, 2012. – 87 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь