Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников

0
831

Труфанова Татьяна Васильевна
Постникова Светлана Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС №71 «Светлячок»
Старооскольский городской округ

 

 Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.

 

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Проблема развития детей дошкольного возраста актуальна в любом социуме на каждом этапе его развития, так как от решения данной проблемы зависит будущее этого общества. В условиях модернизации образования всё острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка, составной частью которого является нравственно-патриотическое воспитание. [1, с. 15]

материалы в печатный сборник 

Дошкольные образовательные учреждения являются начальным звеном системы образования и призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, людям, культуре, малой Родине, своему Отечеству. У каждого человека есть уголок земли, который с особой силой притягивает его сердце, с ним связаны воспоминания о детстве и юности. Таким уголком стал для тысяч людей город Старый Оскол с его героической историей, своеобразной архитектурой, с неповторимой культурой и огромным потенциалом его жителей. [2, с. 34]

Жителям Старого Оскола есть чем гордиться. Город хорошеет с каждым годом. Старый Оскол – это тесная связь истории и современности. За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества он по праву носит почётное звание «Город воинской славы».

Но нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды. Невозможно забыть тяжёлые военные годы, те лишения и испытания, выпавшие на долю наших земляков.

Как же рассказать маленьким детям о Великой Отечественной Войне? Какие подобрать слова, чтобы в полной мере рассказать о потерях, о страданиях людей, что пережили в то время? Как донести до маленького сердечка суть происходившего тогда грамотно, понятно и вызвать в детской душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? [3, с. 52]

Война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остаётся одним из основных символов мужественности. Это особенно важно для взрослеющих мальчиков. Для их нормального развития необходимо, чтобы образ настоящего мужчины находил свое воплощение в конкретных людях, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими.

Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит и помнит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В Старом Осколе всем известна улица Хмелева, названная в честь героя И. И. Хмелёва, улица Семнадцати героев, памятники Г. К. Жукову, Н. В. Ватутину, мемориал у Атаманского леса, мемориал «Скорбящая мать» и многие другие памятники и памятные места, связанные с событиями тех далеких дней.

Именно поэтому на занятиях познавательного характера, которые мы проводим в детском саду, дошкольники узнали о том, что Старый Оскол – древний город, несколько веков назад ставший крепостью на тревожном южном рубеже Московского государства, живет новой жизнью. Меняется облик города, но никогда не изменить его прошлого. Две особенные даты для наших горожан очень значимы и чтимы: день освобождения города от фашистских захватчиков и великий День Победы. [4, с. 26]

При организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников мы используем разные методы: рассказы и объяснения педагога в сочетании с показом иллюстраций, диафильмов, слайдов о войне, целевые прогулки и экскурсии (по улицам поселка, к памятникам), наблюдения за изменениями в облике города накануне праздника, использование аудио- и видеозаписей, встречи с ветеранами и детьми войны, выставки детских рисунков о войне, совместные с родителями проекты. Накануне празднования Дня Победы нами были осуществлены два проекта: «Дедушкина медаль» и «Дети войны». Вместе с родителями дети провели большую работу по подбору материала о своих родственниках (прабабушках, прадедушках, дядях, тетях), собрали фотографии, вырезки из газет, иллюстрации с изображением военных событий. Каждая семья рассказала о своём солдате, близком и дорогом им человеке. Из рассказов мы узнали, что пришлось пережить им в те трудные годы. Результатом работы над проектами стала оформленная нами «Книга войны».

В честь Дня Победы в детском саду был организован замечательный праздник с участием ветеранов войны, на котором все присутствующие могли отведать солдатской каши, побывать в военной палатке, спеть песни военных лет. Дети воспринимали происходящие события эмоционально и с гордостью говорили о том, что станут военными, когда вырастут. Это нас очень радует, потому что маленькие зёрнышки патриотизма, любви к своей Родине мы смогли заложить у них в дошкольном детстве.

Таким образом, используя разнообразный доступный познавательный материал, сочетая разнообразные виды детской деятельности, мы стараемся воспитывать у наших детей нравственные чувства, учим их быть патриотами своей Родины, своего родного края.

На тему Великой Отечественной Войны написано много книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Ещё много создадут и напишут, потому что мы не имеем права забывать.

Литература:

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  2. Никулов А. П., Григорьев Э. И. Старый Оскол. – Издательство «Белгород», 1992 г.
  3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. Просвещение, 1999 г.

 

УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь