Проектная деятельность как эффективный метод нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

0
998

Гнидина Галина Николаевна
Черских Галина Михайловна
воспитатели
МБДОУ ДС №71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа

 

 Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого, не может быть счастливым в будущем. Это только на словах. Однако, в настоящее время, мы практически постоянно сталкиваемся с тем, что современное общество постепенно теряет связь со своими корнями, с малой родиной.

материалы в печатный сборник 

Семья, детский сад, окружающая микросреда оказывают большое влияние на детей в плане формирования и развития гражданско-патриотических чувств. Воспитание этих чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов личной убежденности и вдохновения.

В каждом уголке России, в каждом городе, области, селе обязательно есть такие имена, которые особенно почитаются народом. Знакомство с известными людьми, прославившими область, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социально-личностного развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств. [3]

Современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания.

Мы провели опрос среди воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей на тему: «Каких знаменитых людей Белогорья вы знаете?». Опрос показал, что у большинства опрашиваемых недостаточно сформированы знания о родном крае, людях, а также отсутствует интерес к культуре родного края. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, на наш взгляд это связано с тем, что родители не имеют возможности регулярно посещать культурные учреждения города и области из-за своей высокой занятости. [2, 4]

Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Наш проект «Замечательные люди Белогорья» – это дань уважения людям, которые посвятили свою жизнь родному краю. Жизненный путь этих людей – путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу Белогорья. [1, 3, 5] Мы считаем, что таким примером могут быть: Савченко Евгений Степанович – губернатор белгородской области; Угаров Алексей Алексеевич – заслуженный металлург РСФСР, почетный гражданин Старого Оскола; Угаров Андрей Алексеевич – депутат Белгородской областной Думы, директор по производству УК «Металлоинвест»; Хоркина Светлана Васильевна –  российская гимнастка, олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта России, депутат Государственной Думы; Ерошенко Василий Яковлевич – писатель, поэт, музыкант, педагог; Хегай Илья Николаевич – художник; Щепкин Михаил Семенович – русский актёр; Шухов Владимир Григорьевич – русский инженер, архитектор, изобретатель, учёный. [8,7]

Целью проекта являлось воспитание патриотических чувств; формирование нравственных ценностей через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края; исследование и изучение материала о замечательных людях Белгородской области.

Исходя из цели, нами были поставлены и реализованы следующие задачи:

  • формировать и расширять представления детей старшего дошкольного возраста о знаменитых и талантливых людях нашего края;
  • воспитывать чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем;
  • совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по гражданско-патриотическому воспитанию детей;
  • пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному краю через чувство удивления и восхищения знаменитыми людьми Белогорья;
  • приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания детей.

Проект реализовывался в три этапа.

Подготовительный, на котором проводилась предварительная работа как с детьми, так и с родителями, включал:

  • – интервьюирование родителей и детей для выявления знаний и представлений о Белгородской области, её истории, о людях, прославивших нашу область;
  • – подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по теме;
  • – составление плана работы над проектом;
  • – создание предметно-развивающей среды в группе;
  • – разработка цикла бесед и конспектов тематических занятий.

Основной этап включал:

  • – организованная образовательная деятельность;
  • – организация вечеров развлечений, тематических праздников;
  • – совместные мероприятия с семьями воспитанников (родительские собрания, Круглый стол);
  • – экскурсии в городской музей, библиотеки, к памятникам, целевые прогулки;
  • – выпуск мини-буклетов, информационных листков на тему «Наши земляки»;
  • – изготовление дидактической игры «Кто, чем знаменит?»;
  • – чтение познавательной и художественной литературы по теме проекта;
  • – тематические беседы с элементами рассуждения;
  • – обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе. [8]

На заключительном этапе были представлены такие совместные продукты деятельности, как:

  • – мини-музей «Моё родное Белогорье»;
  • – книга «Замечательные люди Белогорья»;
  • – фотоколлаж «На кого я хочу быть похожим…»;
  • – леп-бук «Чем они знамениты?»;
  • – презентация к проекту.

Результат проекта «Замечательные люди Белогорья» оказался положительным для всех участников.

Мы старались, чтобы дети полюбили свой родной край, поэтому показали его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Многовековая история, многочисленные предприятия, знаменитые земляки – много интересного узнали наши дети. Отбор познавательного материала позволил сформировать у дошкольников представление о том, кем славится родное Белогорье.

Как говорил А.С. Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». [6, 8] Поэтому, мы и познакомили детей со знаменитыми людьми нашего края. И считаем, что необходимо продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб наших земляков и знакомить с ними подрастающее поколение.

Список литературы:

  1. Брагин А.И. «Край Родной», 2005 г.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», 2015 г.
  3. Кириллов О.Е. «Сыны Белгородчины», 2002 г.
  4. Новицкая, М. Ю. Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду», 2003 г.
  5. СМИ Белгородской области: газета «Родной край», «Наша жизнь», «Истоки», «Приосколье», «Белгородская правда», «Белгородские известия», «Смена», «Новости Оскола».
  6. «С любовью к России: методические рекомендации», 2007 г.
  7. Писаревский Г. «Приосколье Родное моё», 2013г.
  8. Поваров К.С. «Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания», 2007 г.

 

УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь