Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

0
852

Шушлебина Елена Валерьевна
Дергун Татьяна Викторовна
Зиновьева Лариса Семеновна
воспитатели
МАДОУ ДС №69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

 

Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

С рождения ребёнок учится: ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами – восходит от силы в силу. Если внимательно относиться к развитию сознания ребёнка, то можно использовать любой момент в игре, наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребёнка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь. Не только педагоги, но и святые отцы просветители советовали читать ребёнку сказки, рассказы, стихи, делающие его сердце милосердным, добрым, чистым, горячим. Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на всё доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают их родители. Поэтому столь важен ранний возраст ребёнка, «когда поле его сердца легко обрабатывать» (св. Иоанн Златоуст) [6 c.273].

материалы в печатный сборник 

Телесный рост идёт быстро и сильно, но ещё больше душевное развитие. Ребёнок начинает говорить, у него образуются определённые понятия, он учится мыслить, думать.  Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребёнке всех сил, которые возвышают человека, мы должны внимательно следить за нравственным развитием ребёнка. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, – то духовное воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. Что ближе и понятнее для ребёнка? Конечно же, сказка. Маленький ребёнок учится ещё только слушать и понимать. Старший ребёнок способен уже исполнять роли и участвовать в театрализованных представлений. При слушании произведения дошкольник стремится подражать любимым героям, активно переживает события, в которых не участвовал. Ребёнок, действуя в воображаемом плане, осознаёт мотивы поведения, при этом эмоциональное отношение к литературному герою отделяется от моральной оценки поступков. С помощью инсценировок у детей возникает нравственная аргументация, и они способны указать на общественную значимость поступков.

Отрицательная моральная сторона поступков литературных героев, сверстников и окружающих людей вызывает у старших дошкольников протест и возмущение. Дети осознанно встают на сторону добра, и отвергает зло. Инсценировки и игры учат дошкольников умению учитывать в своём поведении состояния, желания интересы другого и ориентироваться в них при построении взаимодействия, вырабатывают осознанные представления о нормах поведения.

Кроме того, учитывая игровой опыт, ребёнок учится руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни. В инсценировках и играх воспитывается умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми на основе развития гуманных чувств.

Ребёнок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь. Мы имеем возможность открыто чтить праздники церковные. Но всем ли известно их происхождение, их история, умеем ли мы соблюдать установленные правила? Я поставила перед собой задачу – разобраться в этом вопросе [16 c.59]. Что бы ребёнку, жить осмысленно, с достоинством и пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, в мире других людей и народов. Но такое знание и понимание возможны только тогда, когда понято и осмысленно прошлое народа. Культурное наследие человек не только бережёт, но приумножает, создавая различные предметы (картины, песни, сказки), по которым потомки смогут судить о том, как жили люди раньше, что для них было ценно. Чем больше ребёнок знает, умеет, чем богачи его знания о окружающему миру, к себе, тем он культурнее. Каждый человек принадлежит к определённой культуре. Мы – к русской. Мы говорим на русском языке, знаем русские народные песни, танцы, умеем играть на русских музыкальных инструментах, любим свою родину – Россию. О русской культуре можно судить по литературе, живописи, архитектуре, театральным постановкам, событиям в истории русского народа, людям, которые прославили Россию. Поэтому мы рассказываем детям, как жили наши предки, знакомим их с историей русской православной церкви, духовной музыкой, поэзией, живописью через театральные представления. Рассказываем о житии святых, о ратных подвигах защитников Руси – матушки Александре Невском, Дмитрии Донском, о былинных богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, о добре и зле, любви к Родине и ближнему, чести и благородстве. Это формирует первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, его богатстве, разнообразии и красоте. Детям следует рассказать о житие наиболее известных своими деяниями святых, таких как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, благоверные князь Александр Невский. В ярких и красочных рассказах о жизни святых следует особо подчёркивать их любовь ко всем людям, животным, птицам, рассказывать, как много доброго сделали эти святые (помогали в битвах с врагами, исцеляли больных, заботились о бедных). Формы работы самые разнообразные. Чтение православной литературы, былинных сказаний, сказок, преданий, православных песнопений. Использование различных видов детской деятельности: художественная, и особенно театрализованная. [2c.92]. В дошкольном возрасте дети уже способны воспринимать радостную атмосферу церковных праздников, особенно таких, как Рождество, Пасха, Троица. Все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание.

Такие события и связанные с ними впечатления помогают формированию духовной жизни ребёнка и становятся почвой и фундаментом для его действия в будущем. Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Список литературы:

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2009. -128 с.
  2. Логачева Т. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности // Молодой ученый. – 2016. -№13.3. – С. 56-58.
  3. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно -методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008
  4. Фомина М.В. Антипина С.В. Программа по духовно – нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни» Тюмень, 2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь