Халеева Алла Васильевна
Ахновская Светлана Михайловна
Андреева Раиса Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
На сегодняшний день нравственно-патриотическое воспитание дошкольников приобретает очень большую значимость и является актуальной проблемой. Нравственно-патриотическое воспитание – это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, первым условием которой является тесная взаимосвязь с семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Для того чтобы сформировать у дошкольника чувства патриотизма важно давать детям первоначальные знания о Родине, базовые представления о стране, народе, обычаях, традициях, истории, культуре [53, с. 186].
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
- — воспитание у ребенка любви и уважения к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
- — формирование бережного отношения к природе;
- — воспитание уважения к труду;
- — развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- — формирование элементарных знаний о правах человека;
- — расширение представлений о стране;
- — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- — формирование терпимости, уважения к другим народам, их традициям.
Эти задачи можно решить во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Нравственно-патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к своей семье, к своим близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это то, что связывает дошкольника с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения, с изумления, с ярких эмоций от того, что видит малыш. Это вызывает отклик в его душе, хоть многие впечатления еще не осознаны им, тем не менее, пропущены через детское восприятие и играют значимую роль в развитии и формировании личности патриота [7, с. 72].
Через произведения устного народного творчества формируются любовь к традициям своего народа и начинает развиться личность в духе патриотизма.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение, которое знакомит ребенка с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Непростой задачей является знакомство дошкольников с родным городом, так как маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, его возникновение. Эта работа должна проходить последовательно, начинать нужно от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна [61, с. 205].
Важно формировать у детей социальный опыт с помощью воспитания привязанности к близким людям. Эту работу нужно начинать с ознакомления с традициями семьи воспитанников. В процессе это у дошкольника постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине. По данной теме возможно использование совместной работы педагогов и родителей – это выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музеях, парках. Это станет ярким событием и поможет сформировать у детей представление о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях, смогут познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При этом необходимо обратить внимание дошкольников чем именно неповторимы данный край, область или даже небольшая деревня, что позволит формировать представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми [13, с. 72].
При ознакомлении с историей своей родины, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам.
Кроме этого, на данном этапе нравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи. Предложенная программа взаимодействия работы специалистов ДОУ и родителей, направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Список литературы:
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.-72 с.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников. – М.: Тривола, 2017.-186 с.
- Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. Просвещение, 2000.-205 с.