Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа

0
1895

Петрушкина Светлана Анатольевна
Бондарева Елена Васильевна
Макеева Марина Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

 

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА

 

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.  Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали, о чём мечтали. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитывать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остаётся стремление человека к добру, свету, любви и красоте. Работа по воспитанию дошкольников по традициям русского народа проходит через все виды деятельности детей. Используя в развитии речи детей фольклор, произведения русских писателей и поэтов, мы должны раскрыть духовный и нравственный потенциал произведения, помочь ребенку понять его смысл. Воспитательное значение народных сказок во все времена высоко ценилось педагогами, так как сказки несут в себе добро, учат дружбе, взаимоподдержке, трудолюбию, выставляют человеческие пороки в неприглядном виде. Поэтому педагог использует произведения устного народного творчества в воспитании нравственных качеств у детей. Изобразительная деятельность знакомит с историей возникновения и особенностями народных промыслов. Дети с удовольствием лепят из глины, а затем расписывают дымковские игрушки, гжельскую посуду. Это трудоемкий процесс, требующий от детей усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца. Ребята учатся уважать труд и бережно относиться к его результатам. Кроме этого педагог знакомит детей с картинами русских художников, воспевающих красоту русской природы, при этом ребята высказывают свое мнение о картине, чем она понравилась, что особенного в ней увидел для себя ребенок. Все это способствует воспитанию нравственных чувств детей, любви к Родине.

Большое внимание уделяет устному народному творчеству. Затаив дыхание, дети слушают чтение русских народных сказок. Перед их глазами на фланелеграфе и в кукольном театре оживают герои сказок. Они начинают свой диалог с юными зрителями, и создается впечатление, что дети искренне верят в живое общение с ними. Они запоминают их хорошие поступки, и делают для себя выводы. Честные, смелые, добрые, трудолюбивые, храбрые и справедливые герои сказок способствуют проявлению у наших детей таких же красивых и положительных поступков и качеств. Ребята с удовольствием учат фольклорные песни, водят хороводы. Дети с радостью поют во время игры своим куклам песни, любят слушать их перед сном на тихом часе.  Все это формирует в ребенке богатство, мелодичность, красоту и напевность родного русского языка. Предметы старинного быта помогают ребятам с самого раннего возраста понять, что они – это часть великого русского народа.

Рекламное сообщение     

С помощью родителей проводят с детьми беседы за русским самоваром, пытаясь представить им старинную русскую избу с национальными бытовыми предметами, такими как: русская печь, стол, лавки, вокруг стола, деревянная посуда, вышитые рушники. В группе с успехом проходят праздники «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица». Дети с радостью заучивали колядки, готовили костюмы. Своими колядками они поздравили ребят из других групп, администрацию садика, навестили медработников и работников кухни. Праздник, конечно же, закончился чаепитием за русским самоваром и народными играми. Не менее интересно прошел праздник «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Дети с радостью читали стихи о масленице и угощались блинами. Прекрасные стихи и песни о масленице, игры и хороводы, пословицы и поговорки и конечно блины стали постоянными атрибутами масленичной недели. Продуктивной деятельностью детей стала аппликация по превращению блина в символ солнца красного. Все это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту русских мастеров. Проведение такой работы предусматривает активное участие всех детей, даже самых пассивных и застенчивых.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.

Также считая, что любовь к Родине и традициям русского народа, к своему родному краю должна воспитываться на основе любви к природе, поэтому проводим с детьми мероприятия, которые помогают детям полюбить природу, увидеть ее красоту, заботиться о ее сохранности. Это экскурсии, викторины, изучение народного сезонного календаря, труд в природе. На прогулках используем народные игры, с помощью которых решаются задачи физического развития детей. Но народные игры помогают решать и нравственные задачи: учат детей общаться, помогать друг другу, воспитывают чувство товарищества.

В заключение хочется отметить немаловажную особенность, которая также связывает ребёнка с первых лет жизни – это язык своего народа, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, устно-словесное творчество, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.

 

Список литературы:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – спб: Детство – Пресс, 2010
  2. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005.
  3. Боровкова Е. Б., Волина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь