Влияние русского народного фольклора на нравственное воспитание дошкольников

0
924

Пикульникова Ирина Анатольевна
Рындина Марина Митрофановна
Калинина Марина Алексеевна
воспитатели
МАДОУ «Образовательный комплекс «Лицей № 3»
имени С.П. Угаровой»
отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»
Г. Старый Оскол

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». (К.Д. Ушинский).

       Педагогика издавна осознавала важность народного творчества для воспитания и развития ребенка. Для этого мы воспитатели детского сада имеем большие возможности, потому что мы живем вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

        В настоящее время над духовными ценностями превышаются материальные ценности. У наших с вами детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, великодушии, патриотизме и гражданственности. Наше общество подстерегает самая большая опасность не в экономическом развале и не в смене политической системы, а в разрушении личности.

     Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в образовательном процессе, так же как и во времена наших прабабушек.

    Фольклор (англ. folk-lore – «народные знания») – это устное народное творчество, литературные произведения, созданные народом; это уникальная самобытная культура наших предков, которая осознается нашим обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным истокам.

материалы в печатный сборник 

    Дошкольный возраст – основа из основ для общего развития ребенка, ведь все начинается именно с детства. Как говорил: В.А. Сухомлинский «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и в сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

     В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам нравственного воспитания детей, оно способствует формированию любви к родному краю, уважению к народным традициям, а также к творческому развитию детей в различных видах деятельности. Мы, воспитатели в своей работе ставим перед собой много конкретных задач:

  1. Воспитание в детях любви и интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм.
  2. Формировать умения у воспитанников жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
  3. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Следовательно, воспитание и образование будущих граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность. Для формирования нравственных качеств личности дошкольника мы используем следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Нам очень было интересно познакомить малышей с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

Маленькие дети – удивительный народ! Они бывают и хитренькие, и наивные и очень забавные. Расскажешь потешку  «Сорока – сорока, кашу варила деток кормила… », каша сразу становиться вкусней. Скажешь поговорку «Кода я ем, я глух и нем» дети внимательно смотрят и запоминают ее и в играх стараются ее произносить. Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Обращенные к детям пословицы открывают им правила поведения и моральные нормы. Мы используем их во всех процессах воспитательной работы

Могучим средством воспитания детей является игра. Игра – основная деятельность любого ребенка. С удовольствием мы играем вместе с детьми и на площадке и в групповой комнате в народные игры, подвижные игры, водим вместе с детьми хороводы. Сколько радости, воспитатели замечают после этого на детских лицах. Хороводы способствуют выработке высокой культуры общения между детьми. Поскольку хоровод – это всегда коллективное творчество, в нем развивается коллективизм, чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами. Например, хороводные игры («Заинька», «Каравай» и многое другое). Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире.

        В своей работе нам часто приходиться прибегать к песенкам, потешкам, чтобы научить детей играть в подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, инсценировать сказки, играть в народные игры. Народные игры позволяют нам решить следующие задачи: приобщение к народным ценностям и обычаям, понимание красоты литературной речи, развитие эмоциональной сферы, развитие и умения вживаться в игровой образ, формирование уважительного чувства к Родине. Хотелось бы подчеркнуть, что в народных играх выражается культура, быт, представление о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребёнка

Как показал многолетний опыт, беседа о героях сказок, выразительные рассказывания, рассматривание иллюстраций – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Дети переживают вместе с героями, сочувствуют, учатся на ошибках героев, начинают логически мыслить что такое «хорошо» и что такое «плохо». В дошкольном возрасте детям доставляет большую радость слушать сказки, они быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка, мышка-норушка, лисичка сестричка т.д.)

            Загадки – полезное упражнение для детского ума, игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано или скрыто. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Загадки используются нами на занятиях, во время наблюдений на прогулках, в процессе игровой деятельности.

          В ходе целенаправленного и системного использования произведений устного народного творчества у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

 

Список литературы:

1  Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников»,

  1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста методическое пособие для педагогов.    СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
  2. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь