Шопина Юлия Александровна
Алексеева Людмила Николаевна
Хмельницкая Ксения Вячеславовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Бережное отношение к природе, осознанное отношение к ее охране и восстановлению, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие ее особенности, которые взрослый человек может не заметить.
Так что же в нашей группе по вопросу экологического воспитания мы делаем в нашей предметно-пространственной среде?
В игровой комнате на центральном месте у окна у нас расположен уголок природы. Здесь комнатные растения, а также предметы, которые помогут детям учиться ухаживать за цветами: палочки для рыхления почвы, лейки, опрыскиватели, кисточки для протирания листьев, фартуки, тряпочки. Дети любят ухаживать и наблюдать за нашими зелеными друзьями. Родители нередко рассказывают, что эту любовь они переносят и на растения в своей квартире.
Очень важен для данной работы уголок экспериментирования. Материалы, которые здесь находятся, не статичны. Они меняются в зависимости от плана работы. Весной добавляются различные семена, проводятся опыты по проращиванию растений, зимой более популярны эксперименты с водой, песком, глиной. Постоянными материалами в уголке являются лупы, микроскоп, мерные стаканчики, колбы, палочки, тарелочки, трубочки, поднос. Все результаты опытов отражают специальные тетради.
Для детей в группе отведено специальное место, где находятся альбомы, макеты, которые дают иллюстративный материал о мире природы, формируют у детей представления о животном и растительном мире, об изменениях в природе. Здесь коллекции листьев, желуди, бумажные и пластиковые бабочки, шишки, веточки, камешки, семена растений. Все это ребенок может использовать по своей задумке. Например, из палочек и ваты дети сделали берлогу для медведя.
Любовь к природе прививается, конечно, на лепке, рисовании и аппликации. Многие дошкольники выбирают темой своих работ животный и растительный мир, время года, сезонные изменения в природе. Результаты этой деятельности заполняют специально отведенное место в раздевалке, где родители ежедневно любуются работами своих чад.
Проводится работа по экологическому воспитанию детей в чтении литературы и в театрализованной деятельности. Книг, настольных театров по данной направленности в нашей группе достаточно. Зачастую мы используем такой прием как доигрывание сказок по-своему. Например, в нашем спектакле «Колобок» Лисонька не съедает главного персонажа, потому что ему на помощь приходят все герои сказки. . А Лиса просит прощения у всех и вместе с ними поет добрую песенку.
В ходе нашей работы мы заметили, что дети особенный интерес проявляют к наблюдению за погодой и изменениями в развитии растений.
Конечно, такая работа в группе имеет продолжение на прогулке. Детский сад расположен на территории парка, и это раскрывает нам большие возможности в экологическом обучении дошкольников. Обычные прогулки превращаются в экологические занятия, где мы можем видеть не на иллюстрациях, а вокруг нас деревья, кустарники разных видов, форм, старые пни с лишайником и мхом, молодую поросль, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Наши наблюдения перерастают в деятельность по охране природы. Дети ухаживают за растениями, убирают сухие ветки и листья, подкармливают птиц, делают снегозадержание и т.п
Вот так просто мы и работаем. А жизнь покажет нам свои плоды. Хотелось бы, чтобы они были добрыми…